Музыкальная энциклопедия - ляпунов с. м.
Связанные словари
Ляпунов с. м.
В 1908 Л. был избран директором Бесплатной муз. школы, в 1913 пред. Бесплатных муз. классов им. Глинки. В 1910-23 профессор Петерб. (Петрогр.) консерватории (класс фп., с 1917 также классы практич. соч., контрапункта и фуги). Среди его учеников З. О. Шандаровская, Н. И. Голубовская, А. Д. Бушен, И, А. Шкаровская (класс фп.), П. Б. Рязанов, Г. М. Римский-Корсаков, А. А. Кенель, В. М. Богданов-Березовский (теоретич. классы). В 1917 Л. преподавал в Муз. ин-те. С 1919 заведовал школой спец. муз. образования (впоследствии 4-й Гос. муз. техникум), где и преподавал. С этого же года был профессором Ин-та истории иск-в, читал неск. лет курсы истории рус. музыки, рус. фп. музыки, рус. песни. В 1921 (в течение полугода) заведовал Нар. хор. академией (быв. Придв. певч. капелла). Продолжал также конц. выступления.
В 1923, получив отпуск в консерватории, Л. выехал на гастроли, а также для отдыха и лечения за границу (Германия и Франция). Состоялось неск. его выступлений в Париже (в т. ч. авторский концерт в конц. зале Гаво). 8 нояб. 1924 за неск. часов до очередного концерта Л. умер от сердечного приступа. Был похоронен на кладбище Батиньоль в Париже.
Творчество Л. продолжает традиции "Могучей кучки". Отсюда нар.-песенный тематизм, вост. колорит, программность, звукоизобразительность. В его музыке заметно влияние нар.-эпич. симфонизма А. П. Бородина, яркой образности орк. поэм и виртуозного пианизма М. А. Балакирева. В кон. 1900-х гг. в его соч. появляются нек-рые новые мотивы. Так, во 2-м фп. концерте (1909) заметно стремление к лирике углублённо-созерцат. склада. Талант Л, шире и разнообразнее проявился в фп. творчестве. Здесь охвачен большой круг тем и настроений, начиная от глубоких по содержанию "Двенадцати этюдов высшего исполнительского мастерства" ор. 11, сонаты ор. 27, до картинок из детской жизни. Для фп. произв. характерны монументальность, красочность, а также изящество мелодич. рисунка и выигрышное с точки зрения пианизма изложение.
Сочинения: для орк. 2 симфонии (h-moll, op. 12, 1887, исп. 1888; b-moll, op. 66, 1917, исп. 1950), Концертная увертюра (cis-moll, 1883, исп. 1885; во 2-й ред. Баллада, ор. 2, 1894-1896, исп. 1898), Торжественная увертюра на русские темы (C-dur, op. 7, 1896, исп. 1898), Польский (D-dur, op. 16, 1900), симф. поэмы Желязова Воля (h-moll, op. 37, 1909, исп. 1910) и Гашиш (b-moll, op. 53, по одноим. поэме А. А. Голенищева-Кутузова, 1913, исп. 1914); для фп. с орк. 2 концерта (es-moll, op. 4, 1890, исп. 1891; E-dur, ор. 38, 1909, исп. 1912), Рапсодия на украинские темы (fis-moll, op. 28, 1907, исп. 1909); для скр. с орк. концерт (d-moll, op. 61, 1915, исп. 1944); камерно-инстр. ансамбли секстет для фп., 2 скр., альта, влч. и к-баса (b-moll, op. 63, 1-я ред. 1915, исп. 1916; 2-я ред. 1921, исп. 1922); для фп. пьесы, прелюдии, этюды, вальсы, мазурки, вариации и др. (ор. 1, 3, 5, 6, 8, 9, 11, 17-27, 29, 31, 35, 36, 40, 41, 45, 46, 49, 55, 57-60, 65, 70), сюита Скоморохи в 4 ч. (1923-24, рукопись не обнаружена) и др.; для органа Прелюд-пастораль (As-dur, op. 54, 1913, исп. 1918); для хора Русские народные песни, ор. 15 (протяжная Во лесах то ли было, святочная На горе стоит верба, 1902), Вечерняя песнь (для тенора, хора и орк., сл. А. С. Хомякова, ор. 68, 1920); вок. ансамбли (для муж. голосов) Пять квартетов, ор. 47 (Малое виноградие, Протяжная, Ваня-клюшничек, 2 Малорусские, 1912), Пять квартетов, ор. 48 (О птицах, Плясовая, Святочная, Былина про Ивана Васильевича Грозного, Былина про Ермака, 1912); романсы и песни ор. 14, 30, 32, 39, 42, 43, 44, 50, 51, 52, 56, 69, 71, в т. ч. на сл. А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, А. А. Голенищева-Кутузова, А. В. Кольцова и др.; перелож. для фп. Два отрывка из оперы "Руслан и Людмила" Глинки, ор. 3 (Колыбельная, Битва и смерть Черномора, 1908), отрывки из оперы "Сорочинская ярмарка" Мусоргского (1923-24, рукопись не обнаружена), 2 симфонии, симф. поэмы "Русь" и "В Чехии" Балакирева и др.; оркестровка, в т. ч. фп. фантазии "Исламей" Балакирева; завершение концерта для фп. с орк. и сюиты h-moll для орк. Балакирева; и др.Литературные сочинения: Отчёт об экспедиции для собирания русских народных песен с напевами в 1893 году (совм. с P. M. Истоминым), Известия Русского географического общества, 1894, том 30, с. 331-54; М. А. Балакирев, "ЕИТ", 1910 г., вып. 7-8; Предисл. и прим. в кн.: Переписка М. А. Балакирева с П. И. Чайковским, СПБ, 1912; Предисл. и прим. к публ.: Переписка M. A. Балакирева и H. А. Римского-Корсакова (1862-1898), "Музыкальный современник", 1915, сентябрь-ноябрь, 1916, февраль-март, сентябрь-декабрь, 1917, март-апрель; Молодые годы М. А. Балакирева, в кн.: М. А. Балакирев. Воспоминания и письма, Л., 1962, с. 7-71 (совм. с А. С. Ляпуновой).Литература: Mалков Н. П., Фортепианное творчество М. Балакирева и С. Ляпунова, "РМГ", 1913, No 1, стлб. 5-9, No 2, стлб. 37-40, No 5, стлб. 124-28; С. М. Ляпунов, некролог, "Музыкальная новь", 1924,.No 12; Переписка С. М. Ляпунова с М. А. Балакиревым, "СМ", 1950, No 9; Ляпунова A., С. М. Ляпунов, "СМ", 1950, No 9; её же, Из истории творческих связей М. Балакирева и С. Ляпунова (по материалам переписки), в кн.: М. А. Балакирев. Исследования и статьи, Л., 1961, с. 388-421; Переписка В. Стасова и С. Ляпунова, "СМ", 1957, No 1; Шифман М., С. М. Ляпунов. Очерк жизни и творчества, М., 1960; Письма С. М. Ляпунова, "СМ", 1960, No 3; Алексеев А. Д., Русская фортепианная музыка. Конец XIX начало XX века. М., 1969, с. 97-105.А. С. Ляпунова.