Музыкальная энциклопедия - любляна
Связанные словари
Любляна
С сер. 17 в. в Л. выступали итал. оперные труппы (первые представления по инициативе графа В. Э. Ауэрсперга, не позднее 1660). В нач. 18 в. итал. оперные спектакли шли регулярно. В 1740-69 в Л. гастролировали труппы А. и П. Минготти, Д. Бастелли и др. В их исп. оперы Й. А. Хассе, Б. Галуппи, Н. Пиччинни и др. композиторов 18 в. ставились во дворце или саду Ауэрсперга, реже в гор. ратуше; иезуитские школьные драмы в гимназии и в летнем т-ре "Под Турном" (близ Л.). В 1765 открылся "Становский т-р" на 800 мест (здесь шли муз. и драм. спектакли).
Важный вклад в развитие муз. жизни 1-й пол. 18 в. внесла основанная в 1701 Я. Б. фон Хёффером Филармонич. академия (Academia Philharmonicorum) одна из старейших муз. академий в Европе и первая на терр. Югославии. При ней были организованы оркестр и хор из числа лучших музыкантов Л., здесь устраивались концерты, способствовавшие развитию муз. творчества и привлечению в Л. крупных музыкантов из др. городов. Среди ведущих композиторов Я. Б. Хёффер, Я. Г. Гошель и В. А. Зиберау, а также М. Омерза, Я. Я. Лабассар, Я. Б. Полец, позднее скрипач, певец и педагог Ф. Поллини. С кон. 18 в. итал. влияние в муз. жизни Л. сменяется австрийским (Л. перешла к австрийским Габсбургам ещё в 1335). После 1780 здесь выступали мн. нем. и австр. оперные труппы, ставившие оперы и зингшпили Й. Гайдна, В. А. Моцарта ("Похищение из сераля", 1787), К. Диттерсдорфа. Филармонич. академия к сер. 18 в. постепенно прекратила деятельность. В 1794 осн. Филармоническое об-во, к-рое способствовало расцвету конц. жизни в первые десятилетия 19 в. Однако гл. внимание это об-во уделяло нем. и австр. музыке. В противоположность Филармонич. об-ву "Становский т-р" продолжал популяризировать преим. франц. и итал. репертуар (комич. оперы), ставились также первые сценич. произв. местных композиторов Я. К. Новака, Я. Зупана, чеха Ф. Б. Дусика и др. Среди видных муз. деятелей 1-й пол. 19 в. чех Й. Бенеш, руководивший в 1822-29 оркестром Филармонич. об-ва, дирижёр, композитор и педагог Г. Машек, дирижёры хора кафедрального собора А. Хёллер и Г. Рихар. В 1815 созданы муз. классы при педагогич. уч-ще, в 1816 при Филармонич. об-ве (инструменталистов и певцов), к-рые были постепенно преобразованы в постоянную муз. школу, функционировавшую до 1875.
В сер. 19 в. Л. стала центром нац.-освободит. движения словенцев, связанного с общим подъёмом революц. движения в стране (1848). Усилились демократич. тенденции в словенской культуре, возникла сеть просветит. организаций, любительских об-в т. н. читален, при к-рых были основаны хоры (при читальне Л. в 1852) и муз. школы. Мн. музыканты и любители принимали участие в деятельности читален, члены к-рых часто выступали в политич. манифестациях (особенно активизировались после 1860). Среди композиторов, связанных с читальнями (писали для них гл. обр. массовые патриотич. песни), Ю. Флейшман, М. Вилхар, Г. и К. Машеки, Л. Долинар, Б. Поточник. Позднее возникли проф. муз. об-ва Драм. об-во (1867) и объединившее всех словенских музыкантов муз. об-во "Глазбена матица" (1872), Деятельность Драм. об-ва была связана с постановкой нац. сценич. произв., в т. ч. опер и оперетт. Важным событием стало открытие в 1892 Словенского т-ра, в к-ром регулярно ставились оперы силами местных артистов под руководством композитора и дирижёра Ф. Гербича. "Глазбена матица" в 1882 организовала муз. школу, положившую начало воспитанию проф. кадров инструменталистов и певцов; при об-ве открылось спец. конц. бюро, ведавшее гастролями заруб. исполнителей; в 1891 создан большой постоянный хор, в 1908-13 работал симф. оркестр Словенской филармонии под рук. чеш. дирижёра В. Талиха, "Глазбеной матицей" издавались соч. словенских авторов (об-во оказывало определяющее влияние на муз. жизнь Л. до 1918, частично до 1941). С 1877 работало муз.-религ. "Цецилианское об-во"; оно создало органную школу (1878-1945), выпускало журн. "Cerkveni glasbenik" (1878-1945) и пропагандировало духовную музыку. В 1884 осн. хор. об-во "Славец", объединявшее рабочих и сыгравшее важную роль в распространении и демократизации муз. культуры. В 1901-14 издавался журн. "Novi akordi" (гл. ред. комп. Г. Крек), послуживший идейной основой для формирования первого поколения совр. словенских композиторов.
После образования в 1918 Королевства сербов, хорватов и словенцев (с 1929 Югославия) в Л. были осн. новые муз. учреждения, активизировалась деятельность старых. В 1919 муз. школа преобразована в консерваторию с 3 отделениями начальным, средним и высшим (с 1924 Гос. консерватория, с 1939 Академия музыки). Научно-исследоват. работа с 1934 ведётся в Муз. ин-те. Высокого проф. уровня достигла оперная труппа нац. Словенского т-ра под рук. композитора и дирижёра М. Полича. Отсутствие материальных средств и поддержки гос-ва препятствовало созданию проф. оркестра; симф. концерты давались силами оперного оркестра и оркестра любителей при Люблинской филармонии (1936-41).
В годы 2-й мировой войны 1939-45 муз. жизнь в Л. почти прекратилась. После освобождения Л. стала наряду с Белградом и Загребом центром муз. культуры Югославии. С 1947 работают Словенская филармония (при ней оркестр и хор), симф. оркестр, хор и оркестр лёгкой музыки при Радио и телевидении Л. Оперный т-р значительно расширил репертуар, укрепил труппу и с успехом гастролировал в городах Югославии и мн. стран Европы (в т. ч. в СССР). В Л. продолжают работать Академия музыки, а также средняя и ряд начальных муз. школ. При Люблянском ун-те создан Ин-т музыкознания. Выходит ежемесячный журн. "Slovenska glasbena revija".
Литература: Сvetko D., Academie Philharmonicorum, "Nasi zbori", 1953; его же, Ljubljanska Glasbena Matica in njen pomen, "Kronika", 1954, No 1-2; Rijaveс A., Glasbeno delo na Slovenskem v obdobju protestantizma, Ljubljana, 1967; Кuret P., Ljubljana, "Zvuk", 1967, No 77-78.M. М. Яковлев.