Поиск в словарях
Искать во всех

Музыкальная энциклопедия - мейерхольд в. э.

Мейерхольд в. э.

Всеволод Эмильевич (28 I (9 II) 1874, Пенза 2 II 1940, Москва) сов. режиссер и актер. Нар. арт. Республики (1923). Чл. КПСС с 1918. В 1896-98 учился в драм. классе (рук. В. И. Немирович-Данченко) муз. драм. уч-ща Моск. филармонич. об-ва. В 1898-1902 актер Моск. Художеств. т-ра. С 1902 работал как режиссер в "Товариществе новой драмы", в Студии на Поварской (Москва), в Т-ре В Ф. Комиссаржевской (Петербург), в Александринском т-ре и др. В 1920-38 возглавлял драм. т-р в Москве (в 1920-21 Т-р РСФСР 1-й, с 1923 Т-р им. Мейерхольда). М. придавал большое значение муз. стороне драм. спектакля (привлекал к сотрудничеству таких композиторов, как А. К. Глазунов, В. Я. Шебалин, Д. Д. Шостакович и др.). В постановках М. щедро и многообразно представленная звуковая партитура (от ритмически и мелодически точно проработанного звучания речи до прямого введения музыки) находилась в строгом соответствии, а в нек-рых случаях в намеренно контрастном сопоставлении с зрительно-пластич. стороной. Выступал как режиссер в муз. т-ре. Пост. оперы "Тристан и Изольда" Вагнера (1909), "Орфей и Эвридика" Глюка (1911), "Электра" Р. Штрауса (1913), "Каменный гость" Даргомыжского (1917) в Мариинском т-ре. В 1935 осуществил на сцене Малого оперного т-ра пост. "Пиковой дамы", стремясь приблизить спектакль к лит. первоисточнику, он перенес действие оперы в нач. 19 в., поставив ее по новому либретто В. И. Стенича, существенно отличавшемуся от прежнего. Поэтому при ярких режиссёрских удачах в построении действия возникали противоречия между новым либретто и музыкой, спектакль вызывал полемические отклики (И. И. Соллертинский, В. М. Богданов-Березовский и др). В 1938 был приглашен в качестве режиссера в возглавлявшуюся К. С. Станиславским оперную студию (начал работу над пост. оперы "Семён Котко" Прокофьева).

Сочинения: Статьи. Письма. Речи. Беседы, ч 1-2, M., 1968.

Литература: Соллертинский И. И., Музыкальный театр на пороге Октября и проблема оперно-балетного наследия, в кн.: История советского театра, т. I, Л., 1933; "Пиковая дама", сб. статей и материалов, Л., 1935; Гозенпуд А., Русский советский оперный театр (1917-1941), Л., 1963, с 233-38, Кристи Г., Станиславский и Мейерхольд, "Октябрь", 1963, No 3, Ростоцкий Б., О режиссёрском творчестве В. Э. Мейерхольда, M., 1960; Встречи с Мейерхольдом. Сб. воспоминаний, M., 1967; Рудницкий К., Режиссёр Мейерхольд, (M., 1969); Бубенникова Л., Мейерхольд и Шостакович (из истории создания оперы "Нос"), "СМ", 1973, No 3.

Б. И. Ростоцкий.
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое мейерхольд в. э.
Значение слова мейерхольд в. э.
Что означает мейерхольд в. э.
Толкование слова мейерхольд в. э.
Определение термина мейерхольд в. э.
meyerhold v. e. это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины