Поиск в словарях
Искать во всех

Музыкальная энциклопедия - мейербер д.

Мейербер д.

(Meyerbeer) Джакомо (наст. имя и фам. Якоб Либман Бер, Beer) (5 IX 1791, Тасдорф, близ Берлина 2 V 1864, Париж, похоронен в Берлине) композитор, пианист и дирижёр. Род. в семье банкира, нем. еврея Я. Г. Вера. Будучи наследником берлинского богача Мейера (деда по материнской линии), М. присоединил его фамилию к своей.

Муз. способности М. проявились рано. С 6 лет он занимался у Ф. Лауска, с 1803 у М. Клементи (фп.). Теорию музыки и композицию изучал под рук. К. Ф. Цельтера, затем Б. А. Вебера, с 1810 аббата Г. Й. Фоглера, у к-рого жил неск. лет в Дармштадте. Здесь М. познакомился с учениками Фоглера, в т.ч. с К. М. Вебером, дружба с к-рым продолжалась много лет. К. М. Вебер, Я. Г. Вебер, И. Б. Генсбахер, М. и др. образовали "Гармонический союз" ("Harmonischer Verein"), ставивший своей целью борьбу за новую музыку. В 1811 после исполнения оратории М. "Бог и природа" он получил место придв. дармштадтского музыканта. Неудачным оказался дебют его как оперного композитора. Опера "Клятва Иевфая" (1812, Мюнхен) потерпела фиаско, скромный успех сопутствовал и пост. комич. оперы "Хозяин и гость" (1813, Штутгарт; в новой ред. под назв. "Али-мелек, или Два калифа", 1814, Вена). Критика упрекала композитора в отсутствии мелодич. дара, в банальности, тяжеловесности музыки. 1816-24 (по совету А. Сальери) М. провёл в Италии, изучал партитуры Дж. Россини, овладевал принципами итал. вок. школы. Здесь написал оперы "Ромильда и Констанца" (1817, Падуя), "Узнанная Семирамида" (1819, Турин), "Эмма Ресбургская" (1819, Венеция), а также для миланского т-ра "Ла Скала" оперы "Маргарита Анжуйская" (1820) и "Изгнанник из Гренады" (1822). Широкую известность принесла М. опера "Крестоносец в Египте", свидетельствующая о зрелости композитора (в 1825 с успехом пост. в Париже, Лондоне, через неск. лет в США, Бразилии). Друзья М., в т.ч. К. М. Вебер, восприняли перемены в стиле композитора как измену отечеств. традициям. Итальянизированные оперы М. не имели успеха в Германии. В 1825 М. по приглашению Россини, готовившего пост. его оперы "Крестоносец", посетил Париж. В 1827-42 жил преим. во Франции. Изучал историю и обычаи страны, лит-ру, т-р, а также вкусы и требования публики. В произв. франц. драматургов и оперных композиторов он нашёл новые творч. стимулы. Большую роль сыграло знакомство с драматургом Э. Скрибом (впоследствии его постоянным либреттистом). На его либр. были написаны оперы "Роберт-Дьявол" (1830), имевшая огромный успех, и "Гугеноты" (1835; в России вначале шла под назв. "Гвельфы и гибеллины"), принесшая композитору мировую славу.

Дж. Мейербер. "Гугеноты". Страницы партитуры. Автограф.

В 1842 по предложению прусского короля Фридриха Вильгельма IV М. занял должность генерал-музик-директора т-ра "Корол. зрелища" в Берлине, где ставил оперы К. М. Вебера, Р. Вагнера ("Летучий голландец"), выступал как дирижёр. В этот период написаны мн. придв. соч. "на случай" (праздничные кантаты, торжеств. марши, танцы, сценич. произв.). Среди них выделяются: опера "Лагерь в Силезии" (1844, с участием певицы Е. Линд, в дальнейшем постоянной исполнительницы жен. партий в операх М.) своего рода попытка возродить традиции нем. зингшпиля, и музыка к драме брата композитора M. Бера "Струэнзе" (1846). В 1846 М. оставил пост генерал-музик-директора, возвратился в Париж, где в 1849 с большим успехом была пост. его опера "Пророк" (в России шла под назв. "Осада Гента", затем -"Иоанн Лейденский"). По предложению т-ра "Опера комик" он создал оперы "Северная звезда" (1854, в неё частично вошла музыка из "Лагеря в Силезии") и "Плоэрмельское прощение" ("Динора", 1859). Им была начата также опера "Юность Гёте". В 1862-64 М. работал над оперой "Африканка" (первонач. назв. "Васко да Гама"; пост. после смерти композитора).

Творчество М. тесно связано с общим направлением франц. романтизма 30-40-х гг. В историю музыки он вошёл как основоположник большой оперы. Об эволюции его стиля в этом жанре свидетельствуют 4 наиболее значит. произв. "Роберт-Дьявол", "Гугеноты", "Пророк" и "Африканка".

Уже в опере "Роберт-Дьявол", несмотря на известную дань легендарно-фантастич. тематике нем. оперы, ярко проявились новые черты: декоративность и эффектность драматическиконтрастных сцен, массивность оркестровки, разнообразие в трактовке вок. партий. Здесь сформировалась и структура большой франц. оперы: 5-актный спектакль, обогащённый драматически-действенными хор. и балетными номерами. Законченное выражение этот жанр нашёл в опере "Гугеноты" (по "Хронике Карла IX" Мериме): М. создал монументальный спектакль на ист.-героич. сюжет, сочетающий черты социальной трагедии и личной драмы. Однако развитие осн. идеи осложнено мн. второстепенными эпизодами (одна из характерных черт франц. большой оперы). В опере "Пророк" героич. сюжет (из истории борьбы крестьян с феодалами в 16 в.) получил поверхностную, в известной мере даже реакц. трактовку. Обилие внешних, декоративных эффектов снижает значение выбранной темы. В "Пророке" проступают черты начинающегося кризиса этого типа оперы. Наиболее противоречивое произв. "Африканка" (М. работал над ней, с перерывами, более четверти века; ещё в 1837 Скриб написал либр., к-рое не удовлетворило М., в 1853 либреттист сделал новый вариант текста). Задумав её первоначально как большую оперу на историч. сюжет (в основе подлинные историч. события: борьба Васко да Гама с католич. инквизицией), М. впоследствии усилил лирич. и экзотич. мотивы, выдвинув на первый план личную драму героев. Несмотря на отд. муз. находки, композитору не удалось создать произв. единого стиля.

Муз. язык М. сложился под влиянием разл. нац. культур. Современники композитора не без основания говорили об эклектизме его иск-ва, о сочетании в его музыке итал. мелодии, нем. гармонии, франц. ритмики (за это его критиковали Р. Шуман, Р. Вагнер, А. Н. Серов). Однако эклектизм творчества М. сложное, исторически закономерное явление: чуткий к веяниям времени художник, М. творчески ассимилировал мн. прогрессивные тенденции муз. иск-ва и объединил в своём стиле разл. нац. черты. Противоречивость творчества М. проявляется в композиционных принципах, в использовании муз. выразит. средств. Ист.-социальные мотивы нередко трактуются с внешней стороны как красочный фон для развития лирич. сферы. Характерное для франц. романтич. драмы стремление к местному и историч. колориту в операх М. приобретает условное выражение, подчиняясь лишь принципу театр. эффекта. Шаблонными становятся у него нек-рые композиционные приёмы, переходящие из одной оперы в другую. Однако творчество М. значит. этап в развитии европ. оперного иск-ва 19 в. Вок. и орк. стиль его блестящ и красочен, муз. характеристики выпуклы, большие ансамбли динамичны, развитие целого подчиняется чёткой муз.-драматургич. линии с выделением общей кульминации и узловых моментов каждого акта. М. мастер большой оперной формы. Отд. находки в области оркестровки, гармонии, мелодии, ритмики заметно обогатили романтич. оперу 19 в. Он обладал чувством орк. колорита: использовал эффектные, красочные звучания (орган, колокол, военный оркестр на сцене), расширил роль отдельных, редко применявшихся в его время инструментов (бас-кларнет, контрафагот), партитуры М. изобилуют интересными тембровыми находками.

Стиль большой оперы М. оказал значит. воздействие на франц. и др. нац. школы 19 в. Его влияние испытали Г. Доницетти, Дж. Верди, Р. Вагнер (в первой его опере "Риенци"), отд. мейерберовские черты усматриваются в творчестве А. Н. Серова ("Юдифь", "Рогнеда"), П. И. Чайковского ("Орлеанская дева"). Однако в дальнейшем развитии передового оперного иск-ва наступила реакция против "мейерберовщины" с её внешними эффектами в ущерб правдивости и эмоциональной естественности.

Сочинения: оперы Клятва Иевфая (Обет Иевфая, Jephtas Gelьbde, 1812, Мюнхен), Хозяин и гость, или Из шутки дело (Wirth und Gast oder Aus Scherz Ernst, 1813, Штутгарт; под назв. Два калифа, Die beyden Kalifen, 1814, "Кернтнертортеатр", Вена; под назв. Алимелек, 1820, Прага и Вена), Бранденбургские ворота (Das Brandenburger Tor, 1814, не пост.), Бакалавр из Саламанки (Le bachelier de Salamanque, 1815 (?), не оконч.), Студент из Страсбурга (L'йtudiant de Strasbourg, 1815 (?), не оконч.), Роберт и Элиза (1816, Палермо), Ромильда и Констанца (мелодрама, 1817, Падуя), Узнанная Семирамида (Se-miramide riconsciuta, 1819, т-р "Реджо", Турин), Эмма Ресбургская (1819, т-р "Сан-Бенедетто", Венеция; под назв. Эмма Лестер, или Голос совести, Emma von Leicester oder Die Stimme des Gewissens, 1820, Дрезден), Маргарита Анжуйская (1820, т-р "Ла Скала", Милан), Альманзор (1821, не оконч.), Изгнанник из Гренады (L'esule di Granada, 1822, т-р "Ла Скала", Милан), Крестоносец в Египте (Il crociato in Egitto, 1824, т-р "Фениче", Венеция), Инес ди Кастро, или Педро Португальский (Ines di Castro о sia Pietro di Portogallo, мелодрама, 1825, не оконч.), Роберт-Дьявол (Robert le Diable, 1831, "Корол. академия музыки и танца", Париж), Гугеноты (Les Huguenots, 1835, пост. 1836, там же; в России под назв. Гвельфы и гибеллины), Придворный праздник в Ферраре (Das Hoffest von Ferrara, праздничное представление к придв. карнавальному костюмированному балу, 1843, Корол. дворец, Берлин), Лагерь в Силезии (Ein Feldlager in Schlesien, 1844, "Корол. зрелища", Берлин), Ноэма, или Раскаяние (Noлma ou Le repentir, 1846, не оконч.), Пророк (Le Prophиte, 1849, "Корол. академия музыки и танца", Париж; в России под назв. Осада Гента, затем Иоанн Лейденский), Северная звезда (L'йtoile du nord, 1854, т-р "Опера комик", Париж; использована музыка оперы Лагерь в Силезии), Юдифь (1854, не оконч.), Плоэрмельское прощение (Le pardon de Ploлrmel, первонач. назв. Искатель клада, Le chercheur du trйsor; также под назв. Динора, или Паломничество в Плоэрмель, Dinorah oder Die Wallfahrt nach Ploлrmel; 1859, т-р "Опера комик", Париж), Африканка (первонач. назв. Васко да Гама, 1864, пост. 1865, "Гранд-Опера", Париж); дивертисмент Переправа через реку, или Ревнивая женщина (Le passage de la riviиre ou La femme jalouse; также под назв. Рыбак и молочница, или Много шуму из-за поцелуя, Der Fischer und das Milchmдdchen oder Viel Lдrm um einen KuЯ, 1810, т-р "Корол. зрелища", Берлин); оратория Бог и природа (Gott und die Natur, 1811); для орк. Праздничный марш на коронацию Вильгельма I (1861) и др.; хоры Псалм 91 (1853), Stabat Mater, Miserere, Те Deum, псалмы, гимны для солистов и хора (не опубл.); для голоса с фп. св. 40 песен, романсов, баллад (на стихи И. В. Гёте, Г. Гейне, Л. Рельштаба, Э. Дешана, М. Бера и др.); музыка к спектаклям драм. т-ра, в т.ч. Струэнзе (драма М. Бера, 1846, Берлин), Юность Гёте (La jeunesse de Goethe, драма А. Блаза де Бюри, 1859, не пост.).

Литературные сочинения: Briefwechsel und Tagebьcher, Bd 1-2, hrsg. von H. Becker, В., (1960-70).

Литература: Покровский Н., Легчайшее руководство к изучению музыки Мейербера в опере Роберт, сочиненное для любителей музыки, не учившихся сему искусству, СПБ, 1837 (перепечатано, в кн.: Ливанова Т. Н., Протопопов В. В., Оперная критика в России, т. 1, вып. 1, М., 1966, с. 385-96); (Кюи Ц. A.), Музыкальная летопись Петербурга... (Увертюра Мейербера на открытие Лондонской выставки...), "Спб. ведомости", 1864, 20 марта; его же, Музыкальная деятельность Мейербера. (Очерк), там же, 1864, 5 мая; его же, Концерты Русского музыкального Общества (..."Струэнзе" Мейербера), там же, 1865, 11 февр.; его же, "Африканка" Мейербера, там же, 1865, 16 июля (см. также: Кюи Ц. A., Музыкально-критические статьи, т. I, II., 1918; его же, Избр. статьи, Л., 1952); Серов А. Н., Еще о "Северной звезде" Мейербера, "Музыкальный и театральный вестник", 1856, No 6-10; его ж е, "Роберт" (в первый раз по возобновлении...), там же, 1857, No 40; его же, Большой театр, Гвельфы и Гибелины, там же, 1857, No 49; его же, Письма из-за границы... VII. Знакомство с Берлиозом и Мейербером в Бадене, там же, 1858, No 43; его же, Опера и ее новейшее направление в Германии. Критический этюд, ст. 1 (в частности о Мейербере), "Русское слово", 1859, No 1; его же, "Нибелунгов перстень" (в частности о Мейербере), "Якорь", 1863, No 20, 21; его же, Заметка о "Роберте", "Музыка и Театр", 1867, No 11 (см. также: Серов A. H., Критические статьи, т. 1-4, СПБ, 1892-96), Pерман В., Творческий путь Мейербера, в кн. "Гугеноты". Опера в 4 д. Музыка Дж. Мейербера, (М.), 1934; Соллертинский И. И., Д. Мейербер и его наследие, в кн.: "Гугеноты? ", Л., 1935; его же, Джакомо Мейербер, Л., 1936, переизд., M., 1962 (см. также кн.: Соллертинский И. И., Музыкально-исторические этюды, Л., 1956; его же, Исторические этюды, Л., 1963); Кремлев Ю., Джакомо Мейербер. Очерк жизни и творчества, Л., 1936; Хохловкина А., Западноевропейская опера. Конец XVIII первая половина XIX в. Очерки, M., 1962, с. 350-66; Roch Fr., Notice biographique sur G. Meyerbeer, P., 1845; Liszt F., Scribe und Meyerbeers "Robert le diable", "NZfM", 1854, 16 juni; то же, в его кн.: Gesammelte Schriften, Bd 3, Lpz., 1881 (рус. пер. с прим. A. H. Серова "Роберт" Скриба и Мейербера, "Музыкальный и театральный вестник", 1856, No 3-5; см. также: Лист P., Избр. статьи, M., 1959); его же, "Les Huguenots", Gesammelte Schriften, Bd 2, Lpz., 1881; Lassa1e A. de, Meyerbeer, R., 1864; Rougin A., Meyerbeer, R, 1864, Blaze de Bury H., Meyerbeer, R., 1865; Hanslick E., Die Moderne Oper, В., 1875; Коhut A., Meyerbeer, Lpz., (1890); Сurzon H. de, Meyerbeer, R., (1910); Hеrvey A., Meyerbeer and his music, L., 1913; Dauriac L. A., Meyerbeer, R., 1913, 1921, Kapp J., Giacomo Meyerbeer, В., (1920), 1932, Iste1 E., Meyerbeer's Way to mastership, "MQ", 1926, (v.) 12; Сооk I. F., Meyerbeer, Philadelphia, 1929; Becker H., Der Fall Heine-Meyerbeer, В., 1958.

A. M. Галкина.
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое мейербер д.
Значение слова мейербер д.
Что означает мейербер д.
Толкование слова мейербер д.
Определение термина мейербер д.
meyerber d. это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины