Поиск в словарях
Искать во всех

Музыкальная энциклопедия - норвежская музыка

Норвежская музыка

О древнем происхождении Н. м. свидетельствуют муз. инструменты, найденные при раскопках на терр. Норвегии: бронзовые рога (2 в. до н.э.), древние арфы, лютни, скрипки, изображения инструментов на камнях (2 в.) и в орнаментах деревянных церквей (с 12 в.), скульптура нар. музыканта-шпильмана в Нидаросском (позднее Тронхеймском) соборе (12 в.). В сагах и поэмах исландско-норв. эпоса "Старшая Эдда" (кон. 11 в.) упоминаются муз. инструменты героев (рог Яллара, берестяной лур, в к-рый трубит Хеймдал, арфа Эгтера), а также музыкантов из свиты короля Хуглейка. Среди них: рога луры, ручные горизонтальные арфы крогарп (широкая) и её разновидности лангарп (продолговатая) и ланглейк (длинная); нар. скрипки гигья и фидла (феле), в сопровождении к-рых скальды распевали свои поэмы. Древнего происхождения и инструменты пастухов буккехорн (козий рог), приллархорн (рожок), приллар (бычий рог), берестяной лур, мунхарп (губная гармоника), селье (род флейты). В 16-17 вв. получила распространение ёгья, или хардингфеле, скрипка из Хардангера (зап. побережье Норвегии) с игровыми и резонирующими струнами (как у виоль д'амур), обычно украшенная резьбой и инкрустированная перламутром. Сохранились сведения о странствующих нар. поэтах-певцах С. Фенесбане и X. Рунге, исполнителях на феле.

Норвегия издавна славилась своими скрипачами-виртуозами; среди нар. музыкантов известны К. Луросен, Н. Рекве, Т. Аудунсен (прозвище Мёлларгутен, т.е. "Мельник") и др. Инструментальные наигрыши передавались из поколения в поколение (в 19 в. их использовали У. Булль, выступавший с нар. скрипачом Мёл-ларгутеном, и Э. Григ). Нар. инстр. наигрыши (слотты, люарслотты, ланглейкслотты) сохранили причудливую образность и самобытность мелодич., ладовое, интонац. своеобразие, связанное с особенностями нар. ладов (преим. с оборотами, соответствующими лидийскому ладу, с интервалами в 3/ 4 тона у лура и др.), особенности ритмики (синкопы, триоли, пунктированные ритмы).

Среди жанров нар. песен колыбельные, шуточные, любовные, "богатырские", состязательные (когда певцы поочерёдно импровизируют варианты напевов), рыбачьи, а также духовные; особенно оригинальны пастушьи, богатые мелизматикой, осн. на звукоподражании перекличкам в горах и наигрышам рожков, заканчивающиеся развитой фиоритурой (жанры локк, хаукинг, лильинг). Своеобразны нар. танцы (особенно районов Хардангера, Тронхейма и Телемарка), к-рые за их стремительные темпы, скачки, синкопы называют "танцами горных духов", "танцами чёрта": спринггар, спрингданс ("прыгунец" групповой танец в трёхдольном размере, исполняющийся парами), халлинг (сольный муж. танец в двухдольном размере 2/4 или 6/8; требует силы и ловкости), быстрый иёльстер; среди других свадебный марш-шествие и медленный старинный танец гангар (6/8).

Особенности нар. Н. м. обусловлены своеобразием природы и обособленностью горных районов страны, где дали гор и моря, фьорды, скалы, ущелья рождали песни о великанах, внушавшие смелость, мужество и страсть к путешествиям (характерные черты викингов), как и песни о горных духах, троллях и гномах, лесных девах-гульдрах, фантастич. птицах и животных. В эпич. песнях 12-16 вв. воспевались подвиги викингов (богатырские "чемпевисер"), рыцарей и первых королей Харальда Хорфагера, Олафа, Хокона и др. Фантастичностью отличались старинные баллады и песни-поэмы ("Слово о сновидении", "Свадьба воронов", баллады о борьбе Сигурда со Змеем-Фафнером, гномом Брурой и др.). Из-за особенностей ист. развития Норвегии, находившейся в 1380-1814 под властью Дании, нац. проф. иск-во долго не получало развития. В то же время нар. Н. м. сохраняла свои оригинальные черты; пользовались популярностью нар. певцы и исполнители на нар. инструментах.

Ср.-век. церк. Н. м. развивалась в русле европ. влияний, на основе григорианского пения. Позднее норв. церк. музыканты, обучавшиеся во франц. монастыре Сен-Виктор, писали музыку в стиле франц. полифонистов ("Магнус-гимн", 12 в.; фрагменты из соч., связанных с культом св. Олафа в Тронхейме), затем в стиле мастеров нидерландской школы и Палестрины (мотет Экхиенуса Орместарда из Упсалы, 1590).

"Баллада о сне" (12 в.). Мелодия легла в основу ряда симфонических и камерно-инструментальных произведений современных норвежских композиторов.

Хоральные сборники с нар. напевами и норв. текстами появились лишь в 19 в. (первый сб. О. А. Линнемана, 1835). Гор. и церк. музыканты (гл. обр. датчане и немцы) с 17 в. находились на жалованье гор. управлений. Проф. музыканты 18 в. (преим. немцы) Г. фон Бертуш из Осло, автор 24 клавирных сонат; композиторы и органисты И. Д. и И. Г. Берлины (отец и сын: последний был также чембалистом) из Тронхейма; Ф. В. Ф. Фогель из Бергена; А. Флинтенберг (норвежец) из Кристиании, писавший кантаты и "страсти", органисты, композиторы и дирижёры Ф. Грот и К. Арнольд (учитель X. Хьерульфа и Й. Свенсена). С кон. 18 в. выдвигается семья Линнеманов ("норвежских Бахов"), из к-рой вышло неск. поколений выдающихся органистов и композиторов. Наиболее известен Л. М. Линнеман, один из основателей норв. муз. школы, композитор (импровизатор), теоретик и педагог, первый собиратель нац. муз. фольклора (прославился в Англии как органист-импровизатор). В сер. 18 в. Норвегию впервые посетила итал. оперная труппа П. Минготти, исполнившая в столице Кристиании (до 1624 и после 1924 Осло) "Артаксеркса" К. В. Глюка (1749). В кон. 18 нач. 19 вв. европ. оперы периодически ставились на драм. сценах силами гастролёров (с 1827 в т-ре Стрёмберга, с 1837 в гор. т-ре в Кристиании). С 1760 начались концерты орк. музыки в Кристиании, в зале ратуши (рук. П. Хеч). Муз. жизнь развивалась гл. обр. в Кристиании, а также в Тронхейме (Муз. об-во, осн. в 1761) и Бергене (муз. об-во "Гармония", осн. в 1765). Интерес к нар. Н. м. проявился в связи с нац.-освободит. движением 19 в., в период шведско-норв. унии (1814-1905). Популярность получили нац.-патриотич. песни, в т.ч. "Солнце Норвегии" К. Блома (1820, сл. X. Бьеррегора), к-рую пели как нац. гимн. Первым норв. композитором, использовавшим нац. мелодии, был В. Тране (песня горца из его музыки к пьесе X. Бьеррегора "Приключение в горах" стала народной). С сер. 19 в. появляются издания нар. песен и их обр.: сб-ки Л. М. Линнемана: "68 мелодий норвежских гор" (в обр. для фп., 1841), "Старые и новые мелодии норвежских гор" (1848-67) и др., позднее сб-ки К. Эллинга, У. М. Санвика, А. Бьёрндаля и др. В 1850-60-е гг. формируется нац. муз. школа, в развитии к-рой сыграло роль влияние нем. романтиков (К. М. Вебер, Р. Шуман, Ф. Мендельсон), а также Ф. Шопена. В числе основоположников этой школы X. Хьерульф, создатель норв. романса, предшественник Э. Грига в жанрах лирич. песен и фп. пьес, основатель абонементных симф. концертов в Кристиании (1857), и У. Булль, скрипач-виртуоз, получивший мировую известность, композитор, основатель норв. муз. т-ра Нац. сцена (имел свой оркестр) в Бергене центре нац. муз. движения. Выдающимся муз. обществ. деятелем был комп. и дир. Р. Нурдрок, автор нац. патриотич. гимна ("Да, мы любим край родной" на сл. Б. Бьёрнсона, осн. на нар. мелодии 16 в.), организатор муз. об-ва "Евтерпа" в Копенгагене (1864), пропагандист новой норв. музыки, друг и вдохновитель Э. Грига, написавшего "Траурный марш" его памяти. Среди др. музыкантов 2-й пол. 19 в. дирижёр, композитор и педагог, автор первого очерка по истории Н. м. И. Г. Конради (соратник X. Хьерульфа), пианисты-композиторы Т. Д. А. Теллефсен (ученик Ф. Шопена) и X. Каппелен, известный педагог Э. Нойперт (в 1881-83 преподавал в Москве), органист Тронхеймского собора и автор муз. произв. разл. жанров М. А. Удбю, автор хоров и обществ. деятель И. Д. Беренс, О. Винтер-Ельм (написал 1-ю норв. симфонию) и Ф. А. Рейссигер (композитор и капельмейстер). Наиболее яркий из современников Грига Ю. Свенсен, композитор, создавший на основе норв. муз. фольклора романтич., в т.ч. программные, симф. произв., скрипач и известный дирижёр (концертировал в Петербурге в 1885).

Деятельность этих музыкантов подготовила почву для творчества Э. Грига, возглавившего нац.-романтич. направление, классика Н. м., благодаря к-рому норв. муз. иск-во приобрело мировое признание. Его дарование ярко проявилось в музыке к пьесам совр. ему нац. драматургов Г. Ибсена и Б. Бьёрнсона, в циклах фп. пьес, романсах, камерно-инстр. и орк. произв., где поэтически запечатлены картины сев. природы и нар. жизни, мир лирич. переживаний и нар. сказочной фантастики. Оригинальность творчества Грига (своеобразие мелодики, гармонии, острота и прихотливость ритмики) обусловлена глубоким претворением норв. муз. фольклора. Григ был также выдающимся муз.-обществ. деятелем; он выступал как дирижёр (вместе с Винтер-Ельмом) в абонементных концертах (1867), в концертах муз. об-ва "Гармония" в Бергене (1880-82; после Грига об-во возглавляли И. Хольтер, П. Винге, Ю. Хальворсен, X. Хейде), в концертах Муз. об-ва, основанного им в Кристиании вместе с Ю. Свен-сеном (1871; продолжатели Свенсен, У. Ульсен, Ю. Сельмер, Хольтер, К. Ниссен; преобразовано в 1919 в Филармонич. об-во).

С кон. 1870-х гг. в муз. жизни Норвегии наблюдался дальнейший подъём. В Кристиании было организовано квартетное об-во (1876), открыта консерватория (1883; основатель Л. М. Линнеман; его сын Питер участвовал в её организации, руководил до 1930, затем консерваторией руководил внук Л. М. Линнемана Б. Т. Линнеман). В Нац. т-ре с 1899 ставились оперы и оперетты силами норвежских артистов с участием гастролёров. Известны певицы У. My и М. Лунд-стрём, выступавшие во Франции ("Тиволи-театр", 1883-86).

Среди композиторов кон. 19 1-й пол. 20 вв. последователи Грига и Свенсена, развивавшие традиции норв. романтизма, симфонист Ю. Сельмер (в его музыке заметно также влияние Г. Берлиоза и Р. Вагнера: впервые в Н. м. использовал в оркестре нек-рые вост. инструменты), А. Беккер-Грёндаль (пианистка, ученица X. Бюлова и Ф. Листа; автор популярных фп. пьес), У. Ульсен, Й. Харклоу, К. Эллинг (также фольклорист), К. Синдинг, возглавивший после Грига нац. направление. Выделяется творчество Ю. Хальворсена, к-рый был также скрипачом и дирижёром, записывал нар. наигрыши для Грига; создал программные произв., отличающиеся нац. колоритом, в к-рых претворил древние норв. предания, использовал хардангерскую скрипку. Признание за пределами Норвегии получили оперы Г. Скьеллерупа в стиле вагнеровских муз. драм. Нац. традиции с влиянием поздних нем. романтиков сочетали в своих произв. Я. Боргстрём (автор симф. поэм; писал также муз.-критич. статьи вагнеровской ориентации), П. Лассон, С. Ли, пианисты и комп. X. Клеве, Э. Альнес и Ю. Баккер-Лунне. Нац. направление продолжил А. Эгген, к-рому принадлежат обр. нар. мелодий (его брат Э. Эгген исследователь нар. Н. м.). Черты импрессионизма проявились в творчестве А. Хурума, Т. Турьюссена, Д. М. Юхансена (также автор монографии о Григе).

Один из видных представителей совр. Н. м. Ф. Вален (последователь А. Шёнберга). В 1920-е гг. он создал свой тип линеарной диссонантной полифонии (был учителем мн. совр. норв. композиторов), развивал принципы додекафонии. Его творчество приобрело популярность в кон. 1940-х гг. (созданы об-ва по изучению музыки Валена в Осло и Лондоне). Для представителей Н. м. 1930-40-х гг. характерны как традиционализм (произв. Л. И. Йенсена, X. Ли, М. М. Ульвестада, С. Юрдана), так и стремление соединить нац. основу с новыми выразит. средствами. К последнему направлению относятся X. Северуд, эволюционировавший от романтизма к экспрессионизму, автор произв., посв. борцам Сопротивления, в т.ч. "Слоттов" для оркестра (1941), симфоний (выделяются 5-я, 1941, и 6-я, "Dolorosa", 1942), музыки к драме Г. Ибсена "Пер Гюнт" (осн. на норв. и вост. фольклорном материале); С. Ульсен (для него характерно утончённое изображение норв. природы, нац. окраска образов); К. Эгге, Э. Гровен (лейттема его симфонии "На высокогорных равнинах" стала позывными Норв. радио; создал чет-вертитоновый орган с целью воплощения нар. Н. м. в её интонационном своеобразии), Е. Твейт (отразил характерное для Н. м. сочетание элегич. и юмористич. черт, оригинально интерпретируя норв. муз. фольклор в фантазии "100 хардангерских мелодий", концертах для фп., для хардангерской скрипки и др. произв., применял древние нар. инструменты набор пентатонно настроенных барабанов, завоевал известность во Франции). Нар. мелодии использованы также в "Норвежском concerto grosso" (1952) У. Хьелланна, знатока инстр. Н. м. (изучал муз. фольклор р-на Те-лемарка); на нац. основе созданы хоровые произв. Т. Бека.

В 1930-40-х гг. выдвигаются композиторы франц. ориентации Б. Брустад, П. Халл (известна и как муз. критик), К. Андерсен (также виолончелист и теоретик). В совр. Норвегии получили значит. развитие церк. музыка и органное исполнительство. Среди авторов церк. музыки Л. Нильсен, органист и кантор в Тронхеймском соборе, С. Исландсмуэн (оратории, осн. на нар. мелодиях, и др.), выдающийся органист А. Санволль, К. Баден (месса на совр. текст, 1953), Р. Карлен (традиционная церк. музыка). Среди композиторов сер. 20 в. Э. Ховланн, Э. Хьельсбю, К. Кольберг (балет на религ. сюжет "Женщина из Канны Галилейской", с органом и удар. инструментами), К. Нюстедт, к-рый прошёл путь от нац. романтизма через нац. окрашенный неоклассицизм ("Дивертисмент" для 3 труб и струн. оркестра, и др.) и экспрессионизм ("Семь печатей" "видения" для симф. оркестра) к сонористике ("Момент" для сопрано, челесты и ударных).

Если до 40-х гг. 20 в. доминирующими в Н. м. были традиции нац. романтизма, гл. обр. Грига, то с кон. 1940-х гг. преобладал интерес к совр. зап.-европ. музыке. Наиболее явственны влияния И. Ф. Стравинского, П. Хиндемита, Б. Бартока, а также Д. Д. Шостаковича, сказавшиеся в творчестве И. Квандаля ("Симфонический эпос", 1962). Влияния франц. музыки 1940-1950-х гг., как и нем. неоклассицизма, по-разному проявились в произв. П. X. Альбертсена, Э. Ф. Брейна, Э. X. Булля, Э. Соммерфелда, Т. Кнудсена, А. Хьельдоса, Ф. Лудта, А. Дёрумсгорда и X. Юнсена, творчество к-рых, однако, не утратило нац. окраски.

В 1950-60-е гг. норв. композиторыавангардисты (см. Авангардизм) под влиянием совр. польской композиторской школы (К. Пендерецкий, В. Лютославский и др.) обращаются к сонорному экспериментаторству. С кон. 1960-х гг. в Н. м. возобновляется интерес к старым муз. формам, к-рые сочетаются с новейшими выразит. средствами. Для совр. Н. м. характерна элегическая трактовка традиционной "нордической темы" (одиночество человека перед лицом природы гор и морских далей, водопадов и пр.). С 1950-х гг. выделяются композиторы, творчество к-рых отмечено смелыми поисками, оригинальностью; среди них Ф. У. Арнестад (использует полисерийность в эмоциональных лирич. и причудливо красочных произв. "Ария-аппасионата" для оркестра, и др.), Ф. Мортенсен (пуантилист и неополифонист), Б. Фонгар (гитарист и композитор, экспериментирующий в области четвертитоновой и электронной музыки). Выдающийся мастер совр. Н. м. А. Нурхейм (Нордхейм); среди его произв., исполняющихся в разных странах, "Автеланд" (по поэме П. Ф. Лагерквиста, 1957), Канцона для оркестра, представляющая собой стилизацию венецианского барокко и отличающаяся необычным использованием струн. инструментов (соч. 1961; исполнялась в 1972 в Москве оркестром Моск. филармонии, дирижёр В. В. Катаев), "Эпитафии" для оркестра и магнитофонной ленты (по поэме С. Квазимодо; здесь вибрации муз. инструментов объединяют орк. и электронные звучания, т. о. создаются звоны, гулы, эхо образ горных далей, связывающих человека с космосом), "Ответ" ("Respons", для магнитофонной ленты и 2 групп ударных, по 22 инструмента в каждой; воспроизводятся "звучания космического пространства"; соч. построено на основе электронных cantus firmus, объединяющих але-аторич. композицию, с применением утончённых светотеневых контрастов, достигаемых благодаря возможностям электронной техники; исполняется в т.н. синтетич. представлениях Музея совр. иск-ва в Осло). Совр. композиторскую молодёжь возглавляет А. Янсон, пианист, джазовый музыкант и композитор, занимающийся сонорным экспериментаторством. Среди др. совр. комп. Р. Бакке, М. Хегдал, Й. Мастад, А. Р. Ольсен, Й. Персен, Я. Э. Петерсон, У. А. Торесен, М. Оле и Г. Сёнстевольд (автор популярной музыки).

Развитие муз. жизни Норвегии до 2-й мировой войны 1939-45 во многом зависело от частной инициативы, от поддержки об-ва "Друзей филармонич. оркестра" и Филармонич. об-ва (Осло), при к-ром существуют хор (с 1921), струн. квартет и др. ансамбли. Симф. концерты давал оркестр Нац. т-ра, реорганизованный в кон. 1940-х гг. в гор. симф. оркестр Осло. Симф. оркестры были созданы также в Тронхейме (с 1909, реорганизован в 1930-е гг.; дирижёры У. Хьелланн, А. Фладму, Ф. А. Офтедал) и Ставангере (с 1918, реорганизован в 1938).

В годы фаш. оккупации в знак протеста публичные концерты были прекращены. После 1945 началось активное развитие муз. жизни (мн. новые муз. учреждения субсидировались гос-вом). В 1946 для организации симф. оркестров, финансирования оперы, строительства конц. зала и Высшей школы музыки в Осло был создан Комитет по вопросам музыки. Муниципалитет Осло организует концерты гор. симф. оркестра в ун-те, на радио, гастрольные поездки по стране. В Бергене имеется симф. оркестр муз. об-ва "Гармония", с 1953 проводятся ежегодные майские фестивали симф. музыки (дирижёры К. Гарагулю, А. Фладму). Своего оперного т-ра в Норвегии не было до сер. 20 в. Организованная в 1918 Комич. опера в 1921 распалась. В 1950 возникло акционерное об-во "Норвежская опера" (основатели Й. и Г. Брунволли, худ. рук. венг. музыкант И. Пайор). В 1958 в Осло открылась "Норвежская опера" (дир. А. Фладму, худ. рук. К. Флагстад и Э. Фьельстад). Среди оперных певцов И. Андресен, К. А. Эствиг, Й. Оселио, Э. Гульбрансон, К. Э. Норена, А. Н. Лёвберг, певицы С. Арнольдсон, Г. Гроруд. Имеются консерватория в Осло (с 1883), Академия музыки в Бергене (с 1905), консерватория в Ставангере (с 1945), Высшая школа музыки в Тронхейме (с 1961; на основе муз. школы, созданной в 1911). Работает Норв. муз. изд-во (в Осло). С 1954 существует отделение музыковедения в Ин-те философии и истории при ун-те в Осло (готовит гл. обр. педагогов, применяющих систему муз. воспитания К. Орфа и З. Кодая). Работают многочисл. муз. союзы и об-ва, в т.ч. Норв. совет по вопросам иск-ва, Союз норв. композиторов, Филармонич. об-во, Об-во новой музыки (секция Междунар. об-ва совр. музыки, рук. К. Шульстад), Об-во "Друзей музыки", Объединение норв. музыкантов, Норв. союз муз. педагогов, Союз солистов, "Молодые норв. музыканты", Союз норв. оперных певцов, многочисл. хор. союзы.

Литература: Финдейзен H., Музыка в Норвегии. Очерки её развития, СПБ, (1910); Niemann W., Die Musik Skandinaviens, Lpz., 1906; Sandvik O. M., Schjelderup G., Norges musikhistorie, bd 1-2, Kristiania, 1921; E1ling С., Norsk folkemusikk, Kristiania, 1922; Kvamme В., Norwegian music, Oslo, 1949; Gaukstad Ш., Norsk folkemusikk, ein bibliografi, Oslo, 1951; Вjшrnda1 А., Norsk folkemusikk. Utgjeve som festskrift til 70-еrs dagen, Bergen, 1952; Lange K., Шstvedt А., Norwegian Music, L., (1958) (рус. пер. Ланге К., Эствед А., Норвежская музыка, М., 1967); Шst-vedt А., Music and musicians in Norway today, Oslo, 1961; Grinde N., Norsk musikk historie. Hovedlinjer i norsk musikkliv gjennom 1000 еr, (Oslo o. a.), 1971. см. также лит. при статьях Григ Э. Х., Нурдрок Р.

Л. Г. Бергер.
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое норвежская музыка
Значение слова норвежская музыка
Что означает норвежская музыка
Толкование слова норвежская музыка
Определение термина норвежская музыка
norvezhskaya muzyka это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины