Музыкальная энциклопедия - полифункциональность
Связанные словари
Полифункциональность
Л. Бетховен. 3-я симфония, часть I.
Полифункциональное противоречие D (у струнных инструментов) и T (у валторны; наподобие предъёма высшего порядка) служит предельной интенсификации стремления к ожидаемой тонике репризы и делает выразит. эффект разряда огромного тонального напряжения разработки исключительно сильным.
Однако трактовка совр. диссонантной гармонии с позиций П. часто бывает ошибочной, т.к. "разъятие" новой гармонии на мелкие части, доступные прежним методам анализа, уничтожает действительный предмет анализа, заменяя его другими (см. Политональность, Полиаккорд). Так, аккорд c-e-fis-h, на к-ром построена 4-я вариация II части 3-го фп. концерта Прокофьева, не может быть объяснён как полифункциональное сочетание T (e-h) и S (c-e-fis) в тональности e-moll; это самостоят. созвучие, выполняющее только одну функцию центрального элемента (тоники) данной гармонич. системы. Также и аккорд типа c-e-g-a-d или c-e-g-h-d, если он применяется (напр., в джазовой музыке) в качестве самостоят. тонич. созвучия (C-dur), монофункционален, а не полифункционален.
Литература: Tюлин Ю. Н., Учебник гармонии, ч. 2, М., 1959; его же, Современная гармония и ее историческое происхождение, в сб.: Вопросы современной музыки, Л., 1963, в сб.: Теоретические проблемы музыки XX века, вып. 1, М., 1967; Золочевський В. Н., Модуляцiя i полiтональнiсть, в сб.: Украпнське музикознавство, вып. 4, Кипв, 1969; Pривано Н., Хрестоматия по гармонии, ч. 4, М., 1973.Ю. Я. Холопов.