Музыкальная энциклопедия - полиритмия
Связанные словари
Полиритмия
А. Веберн. "Это песня только для тебя", ор. 3 No 1.
Особым видом П. является полихронность (от греч. polus многий и xronos время) сочетание голосов с разл. единицами измерения времени; отсюда полихронная имитация (в увеличении или уменьшении), полихронный канон, контрапункт. Полихронность с большим контрастом соизмеряющих единиц может производить впечатление политемповости, одноврем. сочетания голосов в разл. темпах (см. пример ниже). Полихронность присуща полифонии на cantus firmus, когда последний проводится более крупными длительностями, чем остальные голоса, и образует по отношению к ним контрастный временной план; широко распространена в музыке от раннего многоголосия до позднего барокко, в частности характерна для изоритмич. мотетов Г. де Машо и Ф. де Витри, для хоральных обработок И. С. Баха (органных, хоровых):
И. С. Бах. Хоральная прелюдия для органа "Nun freut euch, lieben Christen g'mein".
У композиторов нидерландской школы полихронность использовалась в канонах с неодинаковыми временными измерениями, "пропорциями" ("пропорциональный канон", по Л. Файнингеру). В 20 в. она применялась в поздних соч. Скрябина, композиторами новой венской школы, мн. композиторами 50-60-х гг.
A. H. Скрябин. 6-я соната для фп.
Одной из распространённых форм организации П. является полиметрия.
В. Н. Холопова.