Поиск в словарях
Искать во всех

Музыкальная энциклопедия - пуленк ф.

Пуленк ф.

(правильнее Pуланк) (Poulenc) Франсис (7 I 1899, Париж 30 I 1963, там же) франц. композитор. Ученик Р. Виньеса (фп.) и III. Кёклена (композиция). П. с успехом концертировал как пианист на родине и в др. странах. Входил в "Шестёрку" (с 1920). Композитор воспитывался на образцах классич. и совр. ему франц. культуры. Испытал влияние Э. Шабрие, Э. Сати, К. Дебюсси, М. Равеля, а также И. Ф. Стравинского. П. писал в разл. жанрах (фп., вок., камерно-инстр. соч.). Принимал участие в коллективных работах композиторов "Шестёрки" (танц. дивертисмент "Новобрачные на Эйфелевой башне" "Les mariйs de la Tour Eiffel", 1921). Первое крупное произв. П. балет "Лани" (1923, по заказу С. П. Дягилева для труппы "Русский балет"). В своём творчестве П. эволюционировал от развлекательных задорных ("Негритянская рапсодия", 1917), порой неглубоких по содержанию соч. к значительным по темам, драм. и трагич. по характеру произведениям. Большое внимание композитор уделял мелодии; за богатство и красоту кантилены его называют на родине "французским Шубертом". Опираясь на традиции франц. нар. песенности, он также развивал принципы муз. просодии К. Дебюсси и вок.-декламационных методов М. П. Мусоргского. П. неоднократно говорил о влиянии на него музыки последнего: "Я без устали играю и переигрываю Мусоргского. Невероятно, скольким я обязан ему". Все лучшие находки П. в области вок. и орк. музыки сконцентрированы в его трёх операх: буффонной "Груди Тирезия" (по пьесе Г. Аполлинера, 1944), трагедийной "Диалоги кармелиток" (по Ж. Бернаносу, 1953-56) и лирико-психологической "Человеческий голос" (по монодраме Ж. Кокто, 1958).

Большое место в творч. наследии П. занимают камерно-вок. произв. (св. 160 песен на сл. Аполлинера, П. Элюара, М. Жакоба, Л. Арагона, Кокто, Р. Десноса и др.). Его музыка на стихи совр. франц. поэтов тесно связана с текстом, композитор опирается на фонетич. звучание стихов и новую, "раскованную" ритмику. Он сумел преодолеть нарочитую алогичность и эксцентричность сюрреалистич. стихов и претворить их в стройную муз. форму. В его вок. миниатюрах и хор. музыке нашла отражение также гражданская тематика. В годы фашистской оккупации П. написал патриотич. кантату "Лик человеческий" (на сл. Элюара, 1943, изд. тайно), в к-рой пророчески прославлялась грядущая свобода и выражалось презрение к завоевателям.

Духовная музыка П. (месса, Stabat Mater, Gloria, мотеты и др.) не ограничена тесным миром религ. образов; в ней нет архаизации и культивирования церк. псалмодии, григорианского хорала, а используется широкий круг ариозно-песенных и декламац. интонаций. Композитор-лирик по природе, П. и в духовную музыку привносит лиризм. Оставаясь преим. в рамках стилистич. норм тональной системы, П. стремился к развитию гармонических средств. Для него характерны обращение к народным и архаичным ладам, обогащение ладовой диатоники, усложнение аккордов терцовой структуры альтерацией и добавочными тонами.

Глубоко нац. композитор, П. вошёл в историю музыки как прогрессивный художник, выразитель гуманистич. идеалов своей эпохи. Особенно значителен его вклад в оперное иск-во.

Сочинения: оперы Груди Тирезия (Les mamelles de Tirйsias, опера-буффа, 1944, пост. 1947, т-р "Опера комик", Париж), Диалоги кармелиток (Dialogues des carmйlites, 1953-56, пост. 57, т-р "Ла Скала", Милан и "Гранд-Опера", Париж), Человеческий голос (La voix humaine, лирич. трагедия в одном акте, 1958, пост. 1959, т-р "Опера комик", Париж); балеты Лани (Les biches, балет с пением, 1923, пост. 1924, труппа "Русский балет", Монте-Карло), Утренняя серенада (Aubade, хореографич. концерт для фп. и 18 инструментов, 1929, пост. 1930, "Театр Елисейских полей", Париж), Примерные животные (Les animaux modиles, по Ж. Лафонтену, 1941, пост. 1942, "Гранд-Опера", Париж); для солистов, хора и орк. кантата Засуха (Sйcheresses, на стихи Э. Джеймса, 1937), Stabat Mater (1950), Gloria (1959), Sept Rйpons des tйnиbres (для сопрано (детский голос), детского и муж. хоров, 1961); для орк. симфониетта (1947), сюиты и др.; концерты с орк. Сельский концерт для клавесина (Concert champкtre, с малым оркестром, 1928, посвящен В. Ландовской), для органа, струн. орк. и литавр (1938), для 2 фп. (1932), для фп. (1949); для фп. Непрерывные движения (Trois mouvements perpйtuels, 1918), 5 интермеццо (1920-21), Прогулки (Promenades, 1924), Французская сюита (Suite franзaise, 1935; использованы темы из сб. танцев композитора 16 в. К. Жервеза), 8 ноктюрнов (1929-38), 15 импровизаций (1932-59) и др.; камерные инстр. ансамбли; хоры с инстр. сопр. Литании к Чёрной Богоматери (Litanies а la Viиrge noire, для жен. или детского хора и органа или струн. орк., 1936); хоры a cappella 7 хоров на стихи Г. Аполлинера и П. Элюара (1936), Месса G-dur (1937), кантата Лик человеческий (Figure humaine, на стихи Элюара, для двойного смеш. хора, 1943), 8 франц. песен на старинные нар. тексты (Huit chansons franзaises, 1945); для голоса с орк. Светская кантата Бал-маскарад (Le bal masquй, на текст M. Жакоба, для баритона или меццо-сопрано и камерного орк., 1932), Крестьянские песни (Chancons villageoises, на стихи М. Фомбёра, 1942); для голоса с инстр. ансамблем Негритянская рапсодия (Rhapsodie nиgre, для баритона, 1917), Бестиарий (6 песен на стихи Аполлинера, 1919), Кокарды (3 песни на стихи Ж. Кокто, для тенора, 1919); для голоса с фп. романсы на стихи Элюара, Аполлинера, Ф. Гарсиа Лорки, Жакоба, Л. Арагона, Р. Десноса; музыка для драм. т-ра, кино и др.

Литературные сочинения и письма: La musique de piano de Prokofieff, в кн.: Musique russe, v. 2, P., 1953 (рус. пер. Его фортепианная музыка, "СМ", 1968, No 4); Entretiens aves Claude Rostand, P., (1954); Emmanuel Chabrier, P.-Gen., (1961); Journal de mes mйlodies, P., 1984 (рус. пер. в кн.: Я и мои друзья, пер. Г. Филенко, Л., 1977); Moi et mes amis. Confidences recueillies par S. Aubel, P.-Gen., 1963 (рус. пер. в кн.: Я и мои друзья, Л., 1977); Correspondance. 1915-1963, Р., 1967 (рус. пер. Письма, пер. Е. Гвоздевой и Г. Филенко, ред., вступ. ст. и коммент. Г. Филенко, Л., 1970).

Литература: Гофман Р., Франсис Пуленк, "СМ", 1963, No 4; Rобер P., Живой Пуленк, там же, 1964, No 1; Шнеерсон Г., Французская музыка XX века, М., 1964, 1970; его же, Двое из "Шестерки", "МЖ", 1974, No 4; Медведева И., Франсис Пуленк, М., 1969; её же, Моя музыка это мой портрет (об операх Пуленка), "СМ", 1969, No 1; Зарубежная музыка XX века, ред., сост. и коммевт. И. В. Нестьева, М., 1975; Hell H., Francis Poulenc, musicien franзais, P., (1958), L., 1959; Dumesnil R., Histoire de la musique, v. 5 La premiиre moitiй du XX-e siиcle, P., 1960 (рус. пер. одной из глав Дюмениль Р., Современные французские композиторы группы "Шести", Л., 1964); Rоу J., Francis Poulenc, (P., 1964); Dialogues of the Carmelites, "Opera news", 1977, 5 February (статьи об опере "Диалоги кармелиток").

И. А. Медведева.
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое пуленк ф.
Значение слова пуленк ф.
Что означает пуленк ф.
Толкование слова пуленк ф.
Определение термина пуленк ф.
pulenk f. это

Похожие слова

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины