Музыкальная энциклопедия - сати э. а. л.
Связанные словари
Сати э. а. л.
В 1905-08, уже в зрелом возрасте, С. занимался в "Схола канторум" в Париже у О. Серье и А. Русселя (контрапункт и композиция). К ранним произв. С. относятся 3 сарабанды (1887), 3 "Гимнопедии" (1888), 4 прелюдии (1893) для фп., "Месса бедняков" для хора и органа (1895), "Холодные пьесы" для фп. (1897) и др. В нач. 20 в. начал публиковать небольшие сб-ки пьес для фп.; соч. лаконичные, необычные по форме, без претензий на красивость, с экстравагантными названиями: "Три пьесы в форме груши" (1903), "В лошадиной шкуре" (1911), "Автоматические описания" (1913), "Сушёные эмбрионы" (1913). К этому периоду относится также ряд эффектных мелодичных песенок-вальсов, быстро завоевавших популярность. В 1915 С. сблизился с поэтом, драматургом и муз. критиком Ж. Кокто, к-рый предложил ему в содружестве с П. Пикассо написать балет для труппы С. П. Дягилева. Премьера балета С. "Парад" состоялась 18 мая 1917 (дир. Э. Ансерме). Необычность звучания (в музыке слышались автомобильные сирены, стрекот пишущей машинки, гул пропеллеров и др. шумы), абстрактные геометрич. формы костюмов привели в негодование публику, вызвав шумный скандал и ярые нападки критиков. В декоративной музыке "Парада" С. воссоздал дух мюзик-холла, интонации и ритмы бытовых уличных мелодий. Муз. язык лучшего соч. С. симф. драмы с пением "Сократ" (1918; написана на текст подлинных диалогов Платона) отличается ясностью, сдержанностью, даже суровостью, свободен от внешних эффектов; это соч. является полной противоположностью "Параду". Мн. молодые франц. композиторы восторженно приняли произв. С. Образовавшаяся в 1920 "Шестёрка" испытала сильное воздействие С., к-рый стал её духовным "гидом".
С. часто называли "человеком противоречий". Способный на самые неожиданные поступки, он и в творч. декларациях не раз изменял свои взгляды на прямо противоположные. Активно выступая против слепого подражания Р. Вагнеру, за развитие франц. нац. иск-ва, поддерживая импрессионизм, С. столь же рьяно нападал на его эпигонов, противопоставляя импрессионизму чёткость, простоту, строгость линеарного письма. Закончив философско-драм. сцены "Сократ", С. вдруг стал проводить в жизнь идею "меблировочной музыки" ("musique d'ameublement"), представляющей собой как бы звуковой фон повседневной жизни. "С. самый изменчивый человек на свете. Кто знает, сколько раз он менял свои эстетические и моральные принципы", пишет П. Ландорми.
С. долгое время жил в Аркёе, последние годы жизни провёл в уединении. Он порвал всякие отношения с "Шестёркой", собрав вокруг себя в 20-е гг. новую группу молодых композиторов, получившую наименование Аркёйская школа.
Сочинения: муз.-драм. сцены Сократ (для 4 сопрано и камерного орк., 1918, зал Шатле, Париж; там же в 1961, в исп. труппы Зап.-берлинского оперного т-ра); балеты, в т.ч. Успуд (Uspud, 1892), Парад (Parade, 1917, Париж), Эксцентрическая красавица (La Belle excentrique, 1920), Меркурий (1924, Париж; декорации П. Пикассо), Перерыв (Relвche, 1924, там же), Джек в стойле (Jack in the box, музыка к пантомиме, 1899; сохранилась в фп. варианте, оркестрована Д. Мийо в 1929, исп. балетной труппой Дягилева в 1936); оперетты, в т.ч. Женевьева Брабантская (опера-миниатюра для марионеток, 1899, пост. 1926, Париж), Ловушка (Плот) Медузы (La piиge de Mйduse; либр. С., 1921, Париж): для орк. В лошадиной шкуре (En habit de cheval, 2 хорала и 2 фуги, сохранился фп. вариант), Пять гримас для Сна в летнюю ночь (Cinq grimaces pour le Songe d'une nuit d'йtй, 1914), Три маленькие пьесы в оправе для малого орк. (Trois petites piиces montйes, 1919), для фп., в т.ч. 3 сарабанды (1887), 3 Гимнопедии (1887), 3 Гноссиенны (1890), 4 прелюдии (1893), Настоящие вялые прелюдии (Vйritables prйludes flasques, 1912), Спорт и развлечения (Sports et divertissements, 1914, цикл миниатюр), 5 ноктюрнов (1919) и др., Пастораль, хорал и фуга; для фп. дуэта Неприятные заметки (Aperзus dйsagrйables, 1808-1812); Вещи, увиденные справа и слева (без очков) (Choses vues а droit et а gauche, 1912) для скр. и фп.; Поэмы любви (Poиmes d'amour, для голоса и фп., 1914), Месса бедняков (Messe des pauvres, для хора с органом, 1895); романсы, в т.ч. посв. Дебюсси Элегия; песни.Литературные сочинения: Mйmoires d'un amnйsique, P., 1912 (Bulletin "SIM"); Propos а propos, Liиge, 1954.Литература: Розеншильд К., Молодой Дебюсси и его современники, М., 1963, с. 44-70; Шнеерсон Г., Французская музыка XX века, М., 1964, 1970; Филенко Г., Э. Сати, в сб.: Вопросы теории и эстетики музыки, вып. 5, Л., 1967, с. 100-41; Roberts W. W., The problem of Erik Satie, "ML", 1923, v. 4; Koechlin Ch., A la mйmoire d'Erik Satie, "Journal des Debates", 1926, 16 mai; Templier P. D., Erik Satie, P., 1932; Lambert C., Erik Satie and his "musique d'ameublement", в его кн.: "Music ho!", L., 1934; Meilers W. H., Erik Satie and the "Problem" of contemporary music, "ML", 1942, v. 23; Landоrmy P., La musique franзaise aprиs Debussy, P., 1943, p. 54; Meyers R., The strange case of Erik Satie, "Musical times", 1945, July; Cocteau J., Erik Satie, Liиge, 1957; Shattuck R., The banquet years, N. Y., 1958; Соmbarieu J. et Dumesnil R., Histoire de la musique. Dиs origines а la mort de Beethoven, t. 4, P., 1958 (с небольшими сокр. глава в рус. пер. Дюмениль Р., Современник Дебюсси, "СМ", 1966, No 10); Wehmeyer G., Erik Satie, Regensburg, 1974; его же, Satie und Werden der Multimedia-Idee, "ЦMz", 1975, H. 8; Wilkins N., The writings of Erik Satie: miscellaneous fragments, "ML", 1975, v. 56, No 3-4.И. А. Медведева.