Поиск в словарях
Искать во всех

Музыкальная энциклопедия - штейнберг м. о.

Штейнберг м. о.

Максимилиан Осеевич (22 VI (4 VII) 1883, Вильнюс 6 XII 1946, Ленинград) сов. композитор, дирижёр, педагог, муз. деятель. Засл. деят. иск-в РСФСР (1934), нар. арт. Узб. ССР (1944). Д-р искусствоведения (1943). В 1907 окончил естеств. ф-т Петерб. ун-та и в 1908 Петерб. консерваторию по классу композиции у Н. А. Римского-Корсакова (по гармонии занимался у А. К. Лядова, по инструментовке у А. К. Глазунова). В 1908-46 преподавал в Петерб. (Ленингр.) консерватории композицию и инструментовку (с 1915 профессор, в 1917-31 декан композиторского ф-та, в 1931-34 зав. дирижёрским отделением, в 1934-1939 зам. директора, с 1939 зав. кафедрой композиции). Как педагог был продолжателем традиций Римского-Корсакова. Сыграл большую роль в воспитании мн. сов. композиторов. Среди учеников М. А. Ашрафи, С. В. Бархударян, Б. Г. Брусиловский, В. М. Дешевов, Р. О. Меликян, А. Ф. Пащенко, В. А. Успенский, С. А. Чернецкий, Ю. А. Шапорин, Т. К. Шейблер, Д. Д. Шостакович, В. В. Щербачёв. Завершил труд Римского-Корсакова "Основы оркестровки" (изд. 1913), редактор его же "Практического учебника гармонии" (изд. 9-19, 1912-56).

Для творчества Ш. характерны красочность, мастерское владение колористич. средствами орк. звучности. Во мн. соч. Ш. опирался на муз. фольклор народов СССР: 4-я симфония "Турксиб" основана на казах. и кирг. нар. темах, 5-я симфония-рапсодия на узб. темах. Написал финал 2-го акта и заключит. сцену к опере "Алмаст" Спендиарова (1939), дополнит. номера к опере "Отечество" ("Фландрия") Паладиля. Под ред. Ш. опубликован ряд муз. произв. Римского-Корсакова.

Сочинения: балеты Метаморфозы (по Овидию, 1913, пост. 1914, "Русские сезоны" С. П. Дягилева, Париж), Тиль Уленшпигель (по Ш. де Костеру, 1936), Сарай Мульк Хануи (не оконч.); для солистов, хора и орк. кантаты Русалка (по М. Ю. Лермонтову, 1907), памяти А. С. Пушкина (сл. В. А. Рождественского, 1937), Небо и земля (драм. поэма, по Дж. Байрону, 1918); для орк. 5 симфоний (1906; 1909, памяти Н. А. Римского-Корсакова; 1928, посв. Н. Я. Мясковскому; Турксиб, 1933; симфония-рапсодия на узб. темы, 1942), Вариации (1905), Прелюдия памяти Н. А. Римского-Корсакова (1908), Драматическая фантазия (1910), Торжественная увертюра на темы песен революций 1905-07 и 1917 (1930), каприччио В Армении (1940), Узбекский марш, марш К 25-летию Красной Армии (1943), героическая узб. увертюра Илгари (Вперёд, 1943); концерт для скр. с орк. (1946); камерно-инстр. ансамбли 4 узб. песни для влч. и фп., 2 струн. квартета (1907, 1925); для голоса с фп. романсы и песни на сл. К. Д. Бальмонта (1905), А. Н. Апухтина (1906), Р. Тагора (1924, 1925); обр. нар. песен для голоса с орк. 4 цикла (1930-31) и др.

Литературные сочинения: О вреде музыки, "Музыка", 1913, No 118; В спорах о "Борисе Годунове", "Красная газета", Ленинград, 1928, 1 марта, веч. выпуск; А. К. Глазунов. Воспоминания о нём и его письма, в кн.: Глазунов. Исследования. Материалы. Публикации. Письма, т. 2, Л., 1960, и др.

Литература: Римский-Корсаков А. Н., Максимилиан Штейнберг, М., 1928; Гнесин M. P., Максимилиан Штейн-берг, "СМ", 1946, No 12; Памяти М. О. Штейнберга, там же; Богданов-Березовский В., Максимилиан Штейнберг, М., 1947; Максимилиан Осеевич Штейнберг, в сб.: Ленинградские композиторы, Л.-М., 1950; Никольская Л. Б., Симфоническое творчество М. О. Штейнберга, в сб.: Научно-методические записки Уральской гос. консерватории, вып. 2, Свердловск, 1959.

Л. Б. Римский.
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое штейнберг м. о.
Значение слова штейнберг м. о.
Что означает штейнберг м. о.
Толкование слова штейнберг м. о.
Определение термина штейнберг м. о.
shteynberg m. o. это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины