Поиск в словарях
Искать во всех

Музыкальная энциклопедия - штраус г.

Штраус г.

(Strauss) Рихард Георг (11 VI 1864, Мюнхен 8 IX 1949, Гармиш-Партенкирхен, близ Мюнхена) нем. композитор, дирижёр, муз. деятель. Отец Франц Йозеф Ш. (1822-1905) валторнист Баварской корол. придв. капеллы. С 4 лет Ш. стал обучаться игре на фп. у матери, затем у А. Томбо и Ниста; с 6 лет учился игре на скрипке у Б. Вальтера; к этому же времени относятся его первые соч. В 1875-80 изучал гармонию, контрапункт и инструментовку под рук. придв. капельмейстера Ф. В. Мейера. Первые навыки дирижирования и знакомство с инструментами оркестра Ш. приобрёл в отрочестве, участвуя в еженедельных репетициях мюнхенского любительского оркестра "Wilde Gungl". Ш. дирижировал Мейнингенским оркестром (1885-86), оркестрами оперных т-ров в Мюнхене (1886-89, 1894-98), Веймаре (1889-94), Берлине (с 1898, в 1908-18 генерал-музик-директор), Вене (1919-24). С 1894 выступал как дирижёр на Байрёйтских фестивалях. Гастролировал в странах Европы (в т. ч. в России, 1896) и Америки, дирижировал почти всеми большими оркестрами мира. Ш. как дирижёру были свойственны скупость движений и подчёркнутое спокойствие, хотя он предпочитал ускоренные темпы. Лучшие дирижёрские работы оперы "Свадьба Фигаро" и "Все они таковы" Моцарта, "Тристан и Изольда". Пропагандировал творчество совр. ему композиторов Г. Малера, М. Регера, X. Пфицнера и др.; будучи председателем Всегерманского муз. союза (1901-09), включал их произв. в программы концертов. В 1917 Ш. стал участником Зальцбургских муз.-театр. фестивалей. В 1917-20 руководитель класса композиторского мастерства в Берлинской академии иск-в. В 1933 назначен президентом Имперской муз. палаты, в 1935 подал в отставку. Когда Гармиш-Партенкирхен, где Ш. жил с 1909, был оккупирован амер. войсками, он переселился в Швейцарию, в 1949 вернулся снова в Гармиш-Партенкирхен. Почётный доктор Гейдельбергского (1903), Оксфордского (1914) и Мюнхенского (1949) ун-тов, чл. Академии иск-в в Берлине (1909), почётный чл. Венской академии иск-в (1944). Осн. жанры творчества композитора симф. поэма и опера. Одночастные поэмы Ш., отличающиеся блестящей оркестровкой, нередко с монотематич. развитием, применением лейтмотивов и трансформацией тем, представляют собой развитие этого жанра, введённого Ф. Листом. Характерные для поэм портретность, конкретность образов, театральность и свободное применение изобразит. приёмов во многом идут от традиций Г. Берлиоза. В основе ряда симф. поэм Ш. лежат образы мировой лит-ры. Первая из них поэма "Макбет" по У. Шекспиру (1-я ред., 1887) отличается суровым, мрачным колоритом. Широко известна поэма "Дон Жуан" по Н. Ленау (1889), ведущая идея к-рой непостоянство как следствие стремления к идеалу. Образы её ярки и красочны, муз. развитие захватывает стремительностью. В поэме "Весёлые забавы Тиля Уленшпигеля" (1896) композитор взял за основу нем. вариант легенды (отсутствует тема освободит. борьбы Нидерландов с Испанией). Это самое популярное орк. произв. Ш.; композитор передаёт приключения героя в развитии двух тем, непрестанно меняющих характер. Поэму "Дон Кихот" по М. Сервантесу (1897) композитор назвал "фантастич. вариациями на тему рыцарского характера". Соч. завершается грустной насмешкой над человеческой восторженностью. Образы и идеи обобщающего значения композитор черпал также и в нек-рых философских учениях. Поэма "Смерть и просветление" (1889) посвящена вечной проблеме жизни и смерти и связана с философией А. Шопенгауэра; "Так говорил Заратустра" по Ф. Ницше (1896) представляет собой попытку передать средствами музыки нек-рые аспекты одноим. философского сочинения. В этом произв. композитор обратился к сложной системе лейтмотивов, использовал оркестр увеличенного состава и орган. Поэма "Жизнь героя" (1898) имеет автобиографич. характер, о чём свидетельствует введение тем из др. соч. композитора. Автобиографич. тема разработана также в одночастной "Домашней симфонии" (1903), где героич. характер мужчины и капризный чарующий жен. образ дополнены портретом ребёнка (тембр гобоя д'амур), законченная в 1915 "Альпийская симфония" по существу тоже является программной симф. поэмой. Она продолжает линию 6-й, "Пасторальной", симфонии Бетховена и с блеском передаёт красоту зримого мира. Последнее симф. произв. Ш. этюд для 23 струнных солирующих инструментов "Метаморфозы" (1945) может быть названо траурной одой, элегич. поэмой; в музыке его развивается мотив из темы траурного марша 3-й, "Героической", симфонии Бетховена.

Оперное творчество Ш. более полно, чем симфоническое, отразило творч. эволюцию композитора. Первые оперы он писал в традициях Р. Вагнера ("Гунтрам", 1893; "Без огня", 1901). Большое влияние на Ш. оказала лит-ра кон. 19 нач. 20 вв. Композитор обращался к текстам О. Уайльда, С. Цвейга, испытал воздействие соч. своего друга австр. писателя и драматурга Г. фон Гофмансталя, декларировавшего уход в мир чистого иск-ва, эстетизировавшего рок, эрос и смерть. Эти идеи получили отражение в опере "Саломея" (1905), муз. истоки к-рой восходят к операм "Тристан и Изольда" Вагнера и "Пелеас и Мелисанда" Дебюсси. Система лейтмотивов в этом произв. используется в сложном симф. развитии. Действие оперы напоминает кошмарное сновидение. Музыка одноактной драмы создаёт атмосферу экзальтации, страха, нервного возбуждения. В опере "Электра" (либр. Гофмансталя, 1908), как и в "Саломее", музыка выражает отчаяние, ненависть, состояние безумия, жажду мести и наслаждение мщением. "Саломея" и "Электра" поразили современников новым напряжённым звучанием. В этих соч. творчество III. эволюционировало в сторону резкой эксцентричности, кричащих контрастов оркестровки и приблизилось к экспрессионизму. Однако это эстетическое направление вскоре оказалось для Ш. исчерпанным. Композитор оказался перед опасностью потери публики и превращения иск-ва в замкнутый в себе мир. Лирико-комич. опера "Кавалер розы" (1910) обозначила резкий поворот творчества Ш. к неоклассицизму, к оперной классике 18 в. (влияние творчества Моцарта приносит с собой ясность формы, лёгкость, уравновешенность звучания), к венской оперетте И. Штрауса-сына (средством образной характеристики в опере всё чаще становится вальс). В 1921 Ш. на основе венской танц. музыки создал балет-дивертисмент "Сбитые сливки", в 1932 лирич. муз. комедию "Арабелла". Др. соч. Ш., написанные с участием Гофмансталя и не без влияния его вкусов, отразили стилистич. колебания композитора. Таковы балет "Легенда об Иосифе" (1914) с иллюстративной, вычурно-декоративной музыкой и опера "Елена Египетская" (1927), отличающаяся яркостью экзотич. красок и вместе с тем выдвижением на первый план напевной вок. кантилены. В 1912 Ш. создал "Ариадну на Наксосе" одну из своих самых популярных опер. Стилизованный миф (его идея способность человеческой души к преображению, развитию) переплетается в опере с мотивами карнавала, живые лица с масками, серьёзная опера с опереттой. В этом отношении опера предвосхитила ряд произв. И. Ф. Стравинского, М. де Фалья, С. С. Прокофьева. Отличающую это произв. мелодичную, прозрачную и строго организованную по канонам оперы барокко музыку находим и в камерной опере "Дафна" (1937), гл. темы к-рой близость человека к природе и очеловечивание природы. "Любовь Данаи" на сюжет греч. мифа (1940) род сатирич. оперетты. Одно из самых глубоких произв. Ш. романтич. мистерия-сказка "Женщина без тени" (1918) с возвышенно-гуманистич. идеей очищения через любовь и сострадание, к-рая дала композитору возможность проявить всю разносторонность своей муз. фантазии. Поэтичные муз. образы соседствуют с пародийными, фантастика и глубокий психологизм с реалистич. зарисовками быта. Наименее характерна для творчества Ш. суровая, "солдатская" опера "День мира" (1936) на сюжет из времён Тридцатилетней войны, связанная по замыслу с картиной Д. Веласкеса "Сдача Преды" и оперой Л. Бетховена "Фиделио". Оперу-буффа "Молчаливая женщина" (1935) композитор создал как шутливую стилизацию мелодич. образцов из опер "Свадьба Фигаро" и "Все они таковы" Моцарта, "Севильский цирюльник" Россини и "Фальстаф" Верди. Это весёлая пьеса с быстро развивающимся действием и яркими комедийными ансамблями, короткими завершёнными ариями, дуэтами, канцонами. В "автобиографической комедии брака" опере "Интермеццо" (1923) Ш. вернулся к образам "Домашней симфонии". Меткость "житейских" интонаций приближает 13 картин произв. к опере М. П. Мусоргского "Женитьба" и др. речитативным экспериментам. "Каприччио" (1942) разговорная пьеса с музыкой, скетч, посвящённый теоретич. проблемам оперы и драмы.

Ш. композитор выдающегося мастерства и огромной творч. продуктивности. Он писал музыку во всех жанрах (кроме церковной). Смелый новатор, изобретатель множества новых приёмов и средств муз. языка, Ш. явился создателем оригинальных инстр. и театр. форм. Композитор осуществил синтез разл. типов классико-романтич. симфонизма в одночастной программной симф. поэме. Он в равной мере владел иск-вом выражения и иск-вом изображения. Мелодика Ш. разнохарактерна и пестра, ясная диатоника часто сменяется хроматикой. В мелодиях опер Ш. наряду с немецким проступает австрийский (венский в лирич. комедиях) нац. колорит; в нек-рых соч. господствует условная экзотика ("Саломея", "Электра"). Тонко дифференцированы средства ритма. Нервность, импульсивность многих тем связаны с частыми сменами метра, асимметрич. построениями. Вибрирующая пульсация зыбких звучностей достигается полифонией разнохарактерных ритмомелодич. построений, полиритмичностью ткани (особенно в "Интермеццо", "Кавалере розы"). В области гармонии композитор шёл от Вагнера, усиливая её текучесть, неопределённость, подвижность и одноврем. красочность, неотделимую от экспрессивной красочности инстр. тембров. Гармония Ш. наполнена задержаниями, вспомогательными и проходящими звуками. В своей основе гармонич. мышление Ш. тонально. И в то же время в качестве особого выразит. приёма Ш. вводил хроматизмы, политональные наложения. Жёсткости звучания нередко возникали как юмористич. приёмы. Огромного мастерства достиг Ш. в области оркестровки, используя тембры инструментов как яркие краски. В годы создания "Электры" Ш. ещё был сторонником мощи и блеска оркестра увеличенного состава. Позже идеалом композитора становятся максимальная прозрачность, экономия средств. Одним из первых Ш. использовал тембры редких инструментов (альтовая флейта, малый кларнет, хекельфон, саксофон, гобой д'амур, трещотка, ветряная машина из театр. оркестра).

Творчество Ш. одно из крупнейших явлений мировой муз. культуры кон. 19-20 вв. Оно глубоко связано с классич. и романтич. традициями. Подобно представителям романтизма 19 в., Ш. стремился к воплощению сложных философских концепций, к усилению экспрессии и психологич. усложнению лирич. образов, созданию сатирич. и гротескных муз. портретов. Вместе с тем он вдохновенно передавал высокую страстность, героич. порыв. Отражая сильную сторону своей художеств. эпохи дух критицизма и стремление к новизне, Ш. в такой же мере испытал на себе и негативные воздействия времени, его противоречия. Ш. принимал и вагнерианство и ницшеанство, не чуждался красивости и фривольности. В ранний период творчества композитор любил сенсацию, эпатировал консервативную публику и выше всего ставил блеск мастерства, рафинированную культуру творч. труда. При всей сложности художеств. концепций произв. Ш. им часто недостаёт внутр. драматизма, значительности конфликта. Ш. прошёл через иллюзии позднего романтизма и ощутил высокую простоту доромантич. иск-ва, особенно любимого им Моцарта, а в конце жизни испытал вновь тяготение к глубокому проникновенному лиризму, свободному от внешней эффектности и эстетских излишеств.

Сочинения: оперы Гунтрам (либр. Ш., 1893, пост. 1894, Веймарский придв. т-р; нов. ред. 1940), Без огня (Feuersnot, либр. Э. фон Вольцогена, соч. и пост. 1901, Дрезденская придв. опера), Саломея (по одноим. пьесе О. Уайльда, соч. и пост. 1905, Дрезденская придв. опера), Электра (по трагедии Г. фон Гофмансталя, 1908, пост. 1909, Дрезденская придв. опера), Кавалер розы (Der Rosenkavalier, муз. комедия, либр. Гофмансталя, 1910, пост. 1911, Дрезденская придв. опера; экранизация, 1926), Ариадна на Наксосе (Ariadne auf Naxos, либр. Гофмансталя, 1912, Штутгартский придв. т-р; нов. ред. 1916, Венская придв. опера), Женщина без тени (Die Frau ohne Schatten, либр. Гофмансталя, 1918, пост. 1919, Венская гос. опера) Интермеццо (бюргерская комедия с симф. интермедиями, текст, Ш., 1923, пост. 1924, Дрезденская гос. опера), Елена Египетская (Die дgyptische Helene, либр. Гофмансталя, 1927, пост. 1928, Дрезденская гос. опера; нов. ред. 1933), Арабелла (лирич. муз. комедия, либр. Гофмансталя, 1932, пост. 1933, Дрезденская гос. опера), Молчаливая женщина (Die schweigsame Frau, комич. опера, либр. С. Цвейга по комедии "Эписин, или Молчаливая женщина" Джонсона, 1935, Дрезденская гос. опера), День мира (Friedenstag, одноактная опера, либр. Й. Грегора, 1936, пост. 1938, Нац. т-р, Мюнхен), Дафна (буколическая трагедия, либр. Грегора, 1937, пост. 1938, Дрезденская гос. опера), Любовь Данаи (Die Liebe der Danae, весёлая мифология, либр. Грегора, 1940, генеральная репетиция 1944, Зальцбург, пост. 1952, Зальцбургский фестивальный т-р), Каприччио (одноактная пьеса с музыкой, текст К. Крауса и HI.. 1942, Нац. т-р, Мюнхен); балеты Легенда об Иосифе (Josephs Legende, одноактная пантомима, сценарий X. Кеслера и Гофмансталя, соч. и пост. 1914, "Русские сезоны за границей" С. П. Дягилева, т-р "Гранд-Опера", Париж), Сбитые сливки (Schlagobers, весёлый венский балет, сценарий Ш., 1921, пост. 1924, Венская гос. опера), Руины Афин (праздничное представление с танцами и хорами, обр. балета "Творения Прометея" Бетховена, 1924, Венская гос. опера); для орк. симфонии (d-moll, 1880; f-moll, 1884; Домашняя симфония Sinfonia domestica, 1903; Альпийская симфония, для большого орк. и органа, 1915; нов. ред. без органа, 1934), симф. поэмы Макбет (по У. Шекспиру, 1887; 2-я ред. 1890), Дон Жуан (по Н. Ленау, 1889; обр. для балета Ф. Аштона, пост. 1948, т-р "Ковент-Гарден", Лондон), Смерть и просветление (Tod und Verklдrung, 1889), Весёлые забавы Тиля Уленшпигеля (Till Eulenspiegels lustige Streiche, в духе старинных плутовских историй, 1896; обр. для балета В. Ф. Нижинского, пост. 1916, Манхеттенский оперный т-р, Нью-Йорк), Так говорил Заратустра (Also sprach Zarathustra, свободная композиция по Ф. Ницше, 1896), Дон Кихот (по М. Сервантесу, фантастич. вариации, 1897), Жизнь героя (Ein Heldenleben, 1898), симф. фантазия Из Италии (1887), Торжественная музыка для большого орк. (1892), Торжественная прелюдия (для большого орк. и органа, к открытию венского Концертхауза, 1913), Японская торжественная музыка (1940), Легенда об Иосифе (симф. фрагмент для орк., 1947); сюиты Мещанин во дворянстве (1918; ред. в виде одноактного балета, пост. 1944, "Рус. балет", Монте-Карло), Танцевальная сюита из фп. пьес Куперена (1923; нов. ред. 1941; то же в виде балета под назв. Отзвучавшие празднества Verklungene Feste, Мюнхенский нац. т-р), Сбитые сливки (1932), Кавалер розы (1945); Метаморфозы (этюд Adagio, для 23 струн. солирующих инструментов, 1945), Концертная увертюра (1883) и др.; для инструментов с орк. концерт для скр. (1882), Бурлеска для фп. (1885), парафраза "Домашней симфонии" для фп. (для лев. руки, по заказу П. Витгенштейна, 1925), Шествие панафинеев (Panathenдenzug), симф. этюды в форме пассакалии для фп. (для лев. руки, по заказу П. Витгенштейна, 1927), концерты для валторны (1883, 1942), концерт для гобоя и малого орк. (1946), дуэт-концертино для кларнета и фагота со струн. орк. и арфой (1947); камерные инстр. ансамбли сонаты: для скр. и фп. (1888), для влч. и фп. (1882); Свадебная прелюдия для 2 гармониумов (1924), струн. квартет (1880); фп. квартет (1884), 2 пьесы для фп. квартета (1893), Серенада для 13 духовых (1882), Сюита для 13 духовых (1884), Торжественная музыка для ансамбля трубачей Вены (1943), сонатины для 16 духовых ("Из мастерской инвалида", 1943; "Весёлая мастерская", симфония для духовых, 1945); дляхора и орк. хор из "Электры" Софокла (1880), Песня странника в бурю (Wanderers Sturmlied, сл. И. В. Гёте, 1882), баллада Тайефер (Taillefer, сл. Л. Уланда, 1903), Песня барда (Bardengesang, сл. Ф. Г. Клопштока, 1906), Времена дня (Die Tageszeiten, цикл песен, сл. Й. Эйхендорфа, 1928), Олимпийский гимн для Междунар. олимпиады в Берлине (сл. Р. Лубана, 1936) и др.; для хора a cappella 2 песни (сл. Ф. Шиллера, Ф. Рюккерта, 1897), 2 муж. хора (сл. И. Г. Гердера, 1899), Немецкий мотет (сл. Рюккерта, 1913), кантата (сл. Гоф-мансталя, 1914), Богиня в туалетной комнате (Die Gцttin im Putzzimmer, сл. Рюккерта, 1935), Сквозь одиночество (Durch Einsamkeiten, сл. А. Вильдганса, 1939), Дафне, превращенной в дерево (An den Baum Daphne, сл. Грегора, 1943) и др.; для голоса с орк.: 2 песни для баса (сл. Л. Уланда, Г. Гейне, 1902, 1906), 3 гимна (сл. И. К. Г. Гёльдерлина, 1921), На вечерней заре (Im Abendrot, сл. Эйхендорфа, 1948) и др.; для голоса и фп., в т. ч. 3 песни старых нем. поэтов (сл. Клопштока, Бюргера, Уланда, 1899), 5 песен (сл. Рюккерта, 1900), 5 песен (сл. Уланда, 1900), Зеркало торгаша (Krдmerspiegel), 6 песен (сл. Шекспира, Гёте, 1919), Изречение (Sinnspruch, сл. Гёте, 1919), Ганс Адам (сл. Гёте, 1922), Сквозь звон и звуки (Durch allen Schall und Klang, сл. Гёте, 1925), 5 песен Востока (5 Gesдnge des Orients, сл. из Хафиза и сб. "Китайская флейта", нем. пер. X. Бетгеса, 1928), Ручеёк (Das Bдchlein, сл. Гёте, 1933), Размеренные ритмы (Zugemessene Rhythmen, сл. Гёте, 1935); для фп. соната (1881), 5 пьес (1881), 5 муз. картин (Stimmungsbilder, 1882), 14 импровизаций и фуга на оригинальную тему (1885); сюита для клавесина Каприччио (1946); музыка к спектаклям драм. т-ров "Ромео и Джульетта" Шекспира (1887, Мюнхенский нац. т-р), "Мещанин во дворянстве" Мольера (обр. Гофмансталя, 1917, пост. 1918, Нем. т-р, Берлин); обр. опер др. композиторов -"Ифигения в Тавриде" Глюка (с доп. Ш., пост. 1900, Веймарский придв. т-р), "Идоменей" Моцарта (совм. с Л. Валлерштейном, 1930, пост. 1931, Венская гос. опера).

Литературные сочинения: Письма Р. Штрауса К. Штакельбергу, Г. Варлиху, в кн.: Письма зарубежных музыкантов (из русских архивов), Л., 1967; Briefwechsel mit Hugo von Hofmannsthal. (Vorwort von Fr. Strauss), hrsg. von W. Schuh, B.-W.-Lpz., 1926, Z., 1970; Betrachtungen und Erinnerungen, hrsg. von W. Schuh, Z.Freiburg im Breisgau, (1949), 1957 (рус. пер. в отрывках, под назв. "Размышления и воспоминания" ("СМ", 1960, No 5); "Из воспоминаний" ("СМ", 1964, No 6)); Strauss R. et Rolland R., Correspondance, P., (1951) (рус. пер. Переписка. Выдержки из дневника, М., 1960); R. Strauss, Briefe an die Eltern, 1882-1906, hrsg. von W. Schuh, Z.Freiburg im Breisgau, (1954); Strauss R., Gregor J., Briefwechsel. 1934-1949, hrsg. von R. Tenschert, Salzburg, (1955); Correspondence of H. von Bьlow and R. Strauss, L.-N. Y., (1955); Strauss R., Zweig St., Briefwechsel, hrsg. von W. Schuh, (Fr./M.), 1957; Schmieder W., 57 unverцffentlichte Briefe und Karten von R. Strauss in der Stadt-und Universitдtsbibliothek Frankfurt/Main, в кн.: Festschrift Helmuth Osthoff zum 65. Geburtstage, Tutzing, 1961; R. Strauss und Fr. Wьllner in Briefwechsel, hrsg. von D. Kдmper, Kцln, 1963; Strauss R., Krauss CL, Briefwechsel. Ausgewдhlt und hrsg. von G. Kl. Kende und W. Schuh, Mьnch., (1963), (1964); H. Pfitzner an R. Strauss, в кн.: Mitteilungen der H. Pfitzner-Gesellschaft, 1966, 17. Folge; Strauss R., Briefwechsel mit W. Schuh, (Z.Freiburg im Breisgau, 1969); Strauss R. und Thuille L., Briefe der Freundschaft. 1877-1907, hrsg. von A. Ott. Mьnch., (1969); Ott A., R. Strauss und J. L. Nicodй im Briefwechsel, в сб.: Quellenstudien zur Musik. W. Schmieder zum 70. Geburtstag, Fr./M.-L.-N. Y., (1972).

Литература: Концерты. "Жизнь героя" Р. Штрауса в Придворном оркестре, "РМГ", 1902, No 18/19; Несвоевременов, Рихард Штраус как симфонист, "РМГ", 1905, No2, 3/4, 5-8; Вольфрам К., Рих. Штраус и Макс Регер как представители модернизма в современной немецкой музыке, "РМГ", 1910, No 16/17; Каратыгин В., Рихард Штраус и его "Электра", "Речь", 1913, No 49, то же, в его сб.: Избр. статьи, М.-Л., 1965; его же, От романтизма к реализму (Р. Штраус), П., 1922; его же, Саломея, "ЖИ", 1924, No 25; В ва О. (Оссовский A.), Рихард Штраус (биографический набросок), "РМГ", 1913, No 3; его же, Рихард Штраус и его симфоническое творчество, в его сб.: Избр. статьи. Воспоминания, Л., 1961; Саминский Л., О творчестве Р. Штрауса (к 50-летию со дня рождения), "Музыка", 1914, No 186; А. Г., О Рихарде Штраусе, "Театр и музыка", 1922, No 11; Луначарский A., R. Штраус, в сб.: В мире музыки, М.-Л., (1923), (расш. и доп.), М., 1958, "1971; Асафьев Б., Рихард Штраус, Приложение к программе симф. концерта Ленингр. филармонии 20 X 1926, то же, в его сб.: Критические статьи, очерки и рецензии, М.-Л., 1967; Соллертинский И., Симфонические поэмы Р. Штрауса, Л., 1934; Леонтьева О., Рихард Штраус, "МЖ", 1964, No 12; Крауклис Г., Симфонические поэмы Рихарда Штрауса, М., 1970; Орджоникидзе Г., Р. Штраус, в кн.: Музыка XX века. Очерки, ч. 1, кн. 2, М., 1977; Seidl A., Klatte W., R. Strauss, Prag., 1896; Brecher F., R. Strauss, Lpz., (1900); Dukas P., Chronique musicale..., "Revue hebdomadaire", 1900, avril (рус. пер. в сб.: Статьи и рецензии композиторов Франции. Кон. XIXнач. XX в., Л., 1972); Urban E., R. Strauss, В., 1901; Schmidt L., R. Strauss, в кн.: Monographien moderner Musiker. Kleine Essays ьber Leben und Schaffen zeitgenцssischer Tonsetzer, Bd 1, Lpz., 1906; Вie O., Die moderne Musik und Richard Strauss, В., 1906, (под назв. Die neuere Musik bis R. Strauss), Lpz., (1925); Schmitz E., R. Strauss als Musikdramatiker, Mьnch., 1907; Вatka R., R. Strauss, В., 1908; Newman E., R. Strauss, L.-N. Y., 1908, то же, N. Y., 1969; Rolland R., Musiciens d'aujourd'hui, P., 1908 (рус. пер. Музыканты наших дней, M., 1938); Specht R., Vollstдndiges Verzeichnis der im Druck erschienenen Werke von R. Strauss, W., 1910; его жe, R. Strauss und sein Werk, Bd 1-2, Lpz.W.Z., 1921; Hьbner О., R. Strauss und das Musikdrama, Lpz., 1910; Steinitzer M., R. Strauss in seiner Zeit, Lpz., 1914, 4922; Walterhausen H. W. von, R. Strauss, Mьnch., 1921; Sсhrenk W., R. Strauss und die neue Musik, В., 1924; Кallenberg S., R. Strauss..., Lpz., 1926; Сооke Fr., R. Strauss, Phil., 1929; Armstrong Th., Strauss's tone-poems, L., 1931, то же, L.-N. Y., (1951); Wachten E., Das Formproblem in den sinfonischen Dichtungen von R. Strauss, (В., 1933); его жe, R. Strauss,... Sein Leben in Bildern, Lpz., 1940; Кapp J., R. Strauss und die Berliner Oper, В., 1934; Gysi Fr., R. Strauss, Potsdam, (1934); Кrьger K. J., H. von Hofmannsthal und R. Strauss, В., 1935; Rцttger H., Das Formproblem bei R. Strauss, В., 1937; Gregor J., R. Strauss, der Meister der Oper, Mьnch., 1939; Schuh W., Kritiken und Essays, Bd 2 Zeitgenцssische Musik, Z., (1947); его же, Zum Melodieund Harmoniestil der R. Strauss'schen Spдtwerke, Z., 1949; его же, Im memoriam R. Strauss, Z., 1949; его же, R. Strauss und die Mьnchner Oper..., в кн.: Das Bьhnenwerk von R. Strauss, Z.-L.-N. Y., (1954); его жe, R. Strauss. Letzte Aufzeichnungen, Mьnch., 1957; его жe, R. Strauss. 1864-1949, в сб.: Die grossen Deutschen, Bd 4, В., (1957); eго же, Ein Paar Erinnerungen an R. Strauss, Z., 1958, 1964; eго же, H. von Hofmannsthal und R. Strauss; Legende und Wirklichkeit, (Mьnch., 1964); Pfister K., R. Strauss. Weg, Gestalt, Denkmal, W., 1949-51; Tenschert R., R. Strauss und Wien, W., 1949; Rоstand Сl., R. Strauss, P., 1949, 1964; Brandl W., R.Strauss. Leben und Werk, Wiesbaden, 1949; Schuch Fr. von, R. Strauss, Ernst von Schuch und Dresdens Oper, Dresd., 1952, Lpz., 1953; Mitteilungen der Internationalen R. Strauss-Gesellschaft, hrsg.von J. Kopsch, В., 1952-1969; Erhardt O., R. Strauss, Цlten-Freiburg im Breisgau, (1953); Hausswald F., R. Strauss. Ein Beitrag zur Dresdner Operngeschichte seit 1945, Dresd., 1953; Roth E., R. Strauss, Bьhnenwerke. Dokumente der Urauffьhrungen..., L., 1954; Trenner F., R. Strauss. Dokumente seines Lebens und Schaffens, Mьnch., 1954; Krause E., R. Strauss. Gestalt und Werk, Lpz., 1955, 1963 (рус. пер. Краузе Э., Рихард Штраус, Личность и творчество, М., 1961); Кusche L., Heimliche Aufforderung zu R. Strauss, Mьnch., 1959; его жe, R. Strauss im Kulturkarussell der Zeit 1864-1964, Mьnch., (1964); Crass E., Retzoldt R., R. Strauss, sein Leben in Bildern, Lpz., 1960; Zurlinden H., Erinnerungen an R. Strauss, St. Gallen, 1962; Del Mar H., R. Strauss, a critical commentary of his life and works, v. 1-3, L., 1962-72, то же, Phil.-N. Y.-L., (1969-73); Кralik H., R. Strauss. Weltbьrger der Musik, W.-Mьnch.-Basel, (1963); Вoult A., Thoughts on conducting, L., (1963) (фрагменты в рус. пер. под назв. "Мысли о дирижировании. Рихард Штраус", "СМ", 1964, No 5); Bцhm К., Begegnung mit R. Strauss, W.-Mьnch., 1964; Schuh W. und Roth E., R. Strauss. Gesamtverzeichnis, L., 1964; Hadamowsky Fr., R. Strauss und Salzburg, Salzburg, 1964; Mann W., R. Strauss. A critical study of the operas, L., (1964); Thomas W., Richard Strauss und seine Zeitgenossen, Mьnch.-W., 1964; Berger A., R. Strauss als geistige Macht, Garmisch-Partenkirchen, 1964; Lelimann L., Five operas and R. Strauss, N. Y., (1964); Rauchhaupt U. von, Umstrittener R. Strauss-Krise im Musik-Feuilleton, в сб.: Beitrдge zur Geschichte der Musikkritik, Regensburg, 1965; Grasberger Fr., R. Strauss. Hohe Kunst, erfьlltes Leben, W., (1965); eго жe, R. Strauss und die Wiener Oper, Tutzing, 1969; Gоlйa A., R. Strauss, P., (1965); Panofsky W., R. Strauss. Partitur eines Lebens, Mьnch., (1965), B.-Darmstadt-W., 1967; Deppisch W.,R. Strauss in Selbstzeugnissen und Bilddokumenten, Reinbek bei Hamburg, 1968; Jefferson A., The Lieder of R. Strauss, L., (1971); его же, The life of R. Strauss, Newton Abbot, (1973); Mueller von Asow E.H., R. Strauss. Thematisches Verzeichnis, Bd 1-3, W.-Wiesbaden-Munch., 1955-74; R. Strauss-Bibliographie, Tl 1-2, 1882-1964, W., 1964-1973 (издание продолжается).

О. Т. Леонтьева.
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое штраус г.
Значение слова штраус г.
Что означает штраус г.
Толкование слова штраус г.
Определение термина штраус г.
shtraus g. это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины