Музыкальная энциклопедия - свиридов г. в.
Связанные словари
Свиридов г. в.
Гл. тема творчества С. Родина, её история, судьбы, жизнь народа. В крупнейших эпич. произв. вок.-симф. "Поэме памяти Сергея Есенина" (1956) и "Патетической оратории" (1959, сл. В. В. Маяковского) показан рус. народ в переломный момент истории накануне Окт. революции 1917 и в революц. период. В символических образах раскрыты величие нар. духа и высота нравств. идеалов. Поэтические картины родной земли предстают в лирич. образах "Маленького триптиха" для симф. оркестра (1964), кантаты "Деревянная Русь" (сл. С. А. Есенина, 1964) и "Весенней кантаты" (сл. Н. А. Некрасова, 1972), в многочисл. песнях и хорах на слова рус. поэтов. В вок. циклах "Слободская лирика" (сл. А. А. Прокофьева, 1938), "У меня отец крестьянин" (сл. Есенина, 1956), "Петербургские песни" (сл. А. А. Блока, 1969) даны меткие зарисовки повседневной нар. жизни, образы простых людей во всём богатстве их внутреннего мира и разнообразии психологических состояний.
Центр. место в творчестве С. занимает вок. музыка, опирающаяся на поэтич. слово. Героем ряда его произв. является Поэт проповедник и трибун, от лица к-рого ведётся муз. повествование. Тема Поэта, его рождение, судьба, предназначение одна из ведущих тем С., проходящая через всё его вок. творчество. С. по-новому раскрыл облик мн. поэтов: Есенина как великого нац. художника революц. эпохи, Блока как эпич. поэта и одноврем. продолжателя демократич. традиций Некрасова. С. удалось найти муз. эквивалент новаторской поэзии В. В. Маяковского, в к-рой он услышал не только ораторское начало и острые маршевые ритмы, но и широкую кантилену торжеств. гимнов. Одним из первых С. "распел" стихотворную речь В. В. Хлебникова ("Юным", 1965) и Б. Л. Пастернака (маленькая кантата "Снег идёт", 1965).
С. существенно обновил, а частично и преобразовал традиц. вок. и вок.-симф. жанры ораторию, кантату, романс, хор. песню, введя в них элементы картинности, "театрального действа", притчи, революц. лубка и плаката, ритмодекламации и др. Он создал и собств. жанровые разновидности вок. музыки: вок.-симф. поэму ораториального типа, многочастную камерную вок. поэму, "маленькую кантату", совр. хор. концерт без слов. "Курские песни" (1964) пример построения кантатного цикла на основе оригинальной совр. обработки и разработки фольклорных напевов.
В области инстр. музыки С. наиболее значительны фп. трио (1945), соната (1944) и 2 партиты для фп. (1947), "Альбом пьес для детей" (1948), музыка для камерного оркестра (1964). Близко по своему стилю к вок. творчеству С. орк. соч. "Маленький триптих" (1964), в к-ром оркестр трактован как инстр. хор. Широкое распространение получили также орк. сюита "Время, вперёд!" (1965) и "Метель" (муз. иллюстрации к одноим. повести А. С. Пушкина, 1974). С. продолжает и развивает опыт рус. классиков и прежде всего М. П. Мусоргского, обогащая его завоеваниями иск-ва 20 в. Он обращается к древним обрядовым попевкам, старинному канту, знаменному распеву и одноврем. к музыке совр. гор. улицы, революц. и сов. массовой песне.
В произв. зрелого периода С. отказывается от сквозной разработки тем. Цельность формы цикла достигается посредством чередования неск. образов-символов, объединённых вокруг одного центрального и скреплённых обобщающей идеей. Этот метод, роднящий музыку с живописью, связан, с одной стороны, с композицией рус. иконы ("житие"), с др. перекликается с исканиями ряда совр. мастеров сов. изобразит. иск-ва. Ладовые основы музыки С. разнообразны. Он использует мажоро-минор, пентатонику и нар. лады с переменными функциями, в т.ч. "курский лад" (целотонный тетрахорд), полиладовость и политональность, сопоставления функциональной аккордики с сонорными звучаниями. В орк. письме С. преобладает аккордовая, ритмич. или педальная фактура; полифония встречается реже. Осн. функции оркестра красочный фон и динамика. Большую роль играют разнообразные "колокольные" звучания.
Музыка С. отмечена серьёзностью мысли, этич. возвышенностью, глубиной постижения нац. характеров, естественностью и индивидуальной неповторимостью муз. языка, впитавшего интонации и ритмы живой совр. речи. Новизна и самобытность соединяются в стиле С. с отточенной и изысканной простотой результатом строгого отбора и максимальной экономии выразит. средств. В соч. 60-х нач.. 70-х гг. Концерте памяти А. А. Юрлова (1973), хорах из музыки к драме A.. К. Толстого "Царь Фёдор Иоаннович" (1973) и др. образцах хор. лирики С. усилилась тенденция к сосредоточенности настроений и лаконичности формы. Произведения С. многократно исполнялись за рубежом, их грамзаписи удостоены премий во Франции. С. автор статей по актуальным вопросам муз. творчества. Ленинская пр. (1960). Гос. пр. СССР (1946, 1968).
Сочинения: муз. комедии Раскинулось море широко (1943, Моск. Камерный т-р, Барнаул), Огоньки (1951, Киевский т-р муз. комедии); для голоса, хора и орк. Вольность (слова поэтов-декабристов, 1955, не оконч.), Братья-люди! (сл. Есенина, 1955), Поэма памяти Сергея Есенина (1956), Патетическая оратория (сл. Маяковского, 1959; Ленинская пр., 1960), Мы не верим (Песня о Ленине, сл. Маяковского, 1960), Курские песни (слова нар., 1964; Гос. пр. СССР, 1968), Грустные песни (сл. Блока, 1965), 4 нар. песни (1971), Светлый гость (сл. Есенина, 1965-75); кантаты Деревянная Русь (маленькая кантата, сл. Есенина, 1964), Снег идёт (маленькая кантата, сл. Пастернака, 1965), Весенняя кантата (сл. Некрасова, 1972), Ода Ленину (сл. Р. И. Рождественского, для чтеца, хора и орк., 1976); для орк. Три танца (1951), сюита Время, вперёд! (1965), Маленький триптих (1966), Музыка к памятнику павшим на Курской дуге (1973), Метель (муз. иллюстрации к повести Пушкина, 1974), симфония для струн. оркестра (1940), Музыка для камерного орк. (1964); концерт для фп. с орк. (1936); камерно-инстр. ансамбли фп. трио (1945; Гос. пр. СССР, 1946), струн. квартет (1947); для фп. соната (1944), сонатина (1934), Маленькая сюита (1935), 6 пьес (1936), 2 партиты (1947), Альбом пьес для детей (1948), полька (в 4 руки, 1935); для хора (а cappella) 5 хоров на слова рус. поэтов (1958), Ты запой мне ту песню и Душа грустит о небесах (на сл. Есенина, 1967), 3 хора из музыки к драме А. К. Толстого "Царь Фёдор Иоаннович" (1973), Концерт памяти А. А. Юрлова (1973), 3 миниатюры (хоровод, веснянка, колядка, 1972-75), 3 пьесы из Альбома для детей (1975), Метель (сл. Есенина, 1976); Песни странника (на слова др.-кит. поэтов, для голоса с орк., 1943); Петербургские песни (для сопрано, меццо-сопрано, баритона, баса с фп., скр., влч., сл. Блока, 1963); для голоса с фп. поэмы: Страна отцов (сл. Исаакяна, 1950), Отчалившая Русь (сл. Есенина, 1977); вок. циклы: 6 романсов на сл. Пушкина (1935), 8 романсов на сл. М. Ю. Лермонтова (1937), Слободская лирика (сл. А. А. Прокофьева и М. В. Исаковского, 1938-58), Смоленский рожок (слова разных сов. поэтов, разные годы), 3 песни на сл. Исаакяна (1949), 3 болг. песни (1950), Из Шекспира (1944-60), Песни на сл. Р. Бёрнса (1955), У меня отец-крестьянин (сл. Есенина, 1957), 3 песни на сл. Блока (1972) 20 песен для баса (разные годы), 6 песен на сл. Блока (1977) и др.; романсы и песни: обр. нар. песен, музыка к драм. спектаклям и кинофильмам.Литература: Сoxop A., G. В. Свиридов, Л., 1956; его же, Георгий Свиридов, М., 1964, 1972; его же, Традиции и новаторство в творчестве Свиридова, в сб.: Вопросы теории и эстетики музыки, вып. 10, Л., 1971; его же, Большой художник современности, "СМ", 1975, No 12; Друскин М., Вокальные циклы Г. Свиридова, в сб.: Советская музыка. Статьи и материалы, вып. 1, М., 1956; то же, в его кн.: История и современность. Статьи о музыке, Л., 1960; Тактакишвили О., О музыке Г. Свиридова, "СМ", 1957, No 9; его же, Певец русского поэтического слова, "СМ", 1975, No 12; Xубов Г., Мужание таланта. Вокальные поэмы Г. Свиридова, в его кн.: О музыке и музыкантах. Очерки и статьи, М., 1959; Кремлёв Ю., О "Патетической оратории" Г. Свиридова, "СМ", 1960, No 4; Полякова Л., Вокальные циклы Г. В. Свиридова, М., 1961; её же, Некоторые вопросы творческого стиля Г. Свиридова, в сб.: Музыка и современность, М., 1962; её же, "Курские песни" Г. Свиридова, М., 1970; Шостакович Д., К 50-летию Г. Свиридова, "СМ", 1965, No 12; Цендровский В., О гармонии Свиридова, в сб.: Музыка и современность, вып. 5, М., 1967; Кабалевский Д., Маяковский входит в мир музыки. О "Патетической оратории" Г. Свиридова, "МЖ", 1968, No 2; Евдокимова Ю., Поэт России, "СМ", 1968, No 6; Полякова Л., Николаев A., "Петербургские песни" Г. Свиридова, там же, 1970, No 5; Георгий Свиридов. Сб. статей, М., 1971; Элик М., "Поэма памяти Сергея Есенина" Г. Свиридова, М., 1971; Rаабен Л., Инструментальное творчество Свиридова 30-40-х гг., в сб.: Вопросы теории и эстетики музыки, вып. 10, Л., 1971; Живов В., "Патетическая оратория" Г. Свиридова, М., 1973; Сохoр A., Элик M., Песни о России. (Блок в творчестве Г. Свиридова), в кн.: Блок и музыка, Л.-М., 1974; Леденёв Р., Музыка Свиридова в Малом театре, "СМ", 1974, No 9; Pерсон Д., Г. В. Свиридов. Нотобиблиографический справочник, М., 1974; Рубин В., Георгий Свиридов, "МЖ", 1975, No 23; Ильина С., "Курские песни" Свиридова и некоторые особенности его стиля, в сб.: Вопросы теории музыки, вып. 3, М., 1975; Чайковский Б., Георгий Свиридов, "Театр", 1976, No 6; Hofmann M. R... Histoire de la musique russe, des origines а nos Jours, (P., 1968).A. H. Coxop.