Музыкальная энциклопедия - уменьшённый лад
Связанные словари
Уменьшённый лад
Н. А. Римский-Корсаков. "Садко". Картина 2-я.И. Ф. Стравинский. "Симфония псалмов". Часть 1-я.
Подобно др. симметричным ладам, У. л. может подчиняться своему центр. элементу (уменьшенному септаккорду) как тонике в её рассредоточенном (начало 2-й картины "Садко" Римского-Корсакова) или полном виде (см. Сцену метели из "Кащея Бессмертного" Римского-Корсакова). В функции тоники может выступать (по образцу тональности мажорно-минорного типа) один центр. тон ("е" в примере из "Симфонии псалмов" Стравинского) или построенный на нём аккорд (см. аккорд с осн. тоном "а" в примере из 8-й сонаты Скрябина, колонка 728).
Благодаря структурному сходству малотерцового четырёхзвучия и тритонового двузвучия обнаруживается родство построенных на них ладов У. л. и тритонового.
A. H. Скрябин. 8-я соната для фортепьяно, такты 5-8.
Термин "У. л." предложен Б. Л. Яворским (однако Яворский относил его к ладу с центром в виде ум. трезвучия, а не ум. септаккорда). см. "Гамма Римского-Корсакова", Симметричные лады, Тритоновый лад, Ладовый ритм.
Литература: см. при ст. Симметричные лады.Ю. Н. Холопов.