Музыкальная энциклопедия - яначек л.
Связанные словари
Яначек л.
В 1886 Я. начал собирать (совм. с филологом Ф. Бартошем) моравский муз. фольклор; занимался этим всю жизнь. К первому сб-ку песен, содержавшему св. 2000 образцов, Я. написал предисловие "О музыкальной стороне моравских народных песен" (1901), ставшее классич. трудом по чеш. фольклористике. Работа над нар. мелодиями нашла отражение в его композиторском творчестве, особенно в произв. конца 1880-90-х гг. (обработки нар. песен для фп. и для голоса с фп., хоры на нар. тексты, "Лашские танцы" и "Ганацкие танцы" для симф. оркестра и др.). В этот же (фольклорный) период созданы "Ракош Ракочи" "этнографич. балет", в к-ром воспроизведён крестьянский свадебный обряд, бытовавший в моравской Словакии, и одноактная опера "Начало романа", в к-рой использованы мн. подлинные моравские нар. песни.
Найдя в общении с народом и нар. муз. иск-ве моральную и идейную опору для творчества, Я. много работал над своим муз. стилем. Подобно М. П. Мусоргскому, он требовал от музыки прежде всего правдивости. Стремился к претворению ладогармонич., метроритмич. и колористич. особенностей морав. нар. музыки и к отражению "звуковой действительности", т. е. человеческой речи; с 1897 до конца жизни Я. занимался записью "речевых попевок". Высоко ценил музыку П. И. Чайковского (написал рецензии на его концерты в Праге, на пост. "Евгения Онегина" и "Пиковой дамы" в Брно), был организатором и пред. "Рус. кружка". В 1896 и 1902 Я. посетил Петербург, Москву, Ниж. Новгород, публиковал заметки о своих впечатлениях в прессе Брно. В 1894-1903 работал над оперой "Её падчерица", ставшей основополагающим произв. нового чеш. иск-ва 20 в. "Её падчерица" социально-бытовая муз. драма на сюжет из жизни моравской деревни. Ощутимая в опере близость к веризму, с его изображением "жизни без прикрас", и взрывчатая эмоциональность сочетаются с глубиной психологич. характеристик, с реалистич. типизацией. Произв., написанные в нач. 20 в., свидетельствуют о внимании композитора к кардинальным обществ. проблемам современности (этот период в творчестве Я. нек-рые биографы называют революционным, хотя композитор революционером не был). В 1-м десятилетии 20 в. Я. впервые обратился к пролетарской тематике; среди соч. этого направления соната для фп. "С улицы" ("Z ulice", или "Первое октября 1905 года"; издана в 1924), посв. памяти молодого рабочего Ф. Павлика, погибшего при разгоне демонстрации в Брно, а также муж. хоры a cappella на сл. С. Чеха "Кантор Гальфар" (1906), "Марычка Магдонова" (1906, 2-я ред. 1907), "70 тысяч" (1909) на стихи из "Силезской тетради" основоположника чеш. рабочей поэзии П. Безруча, раскрывающие трагедию угнетённого народа (вошли в репертуар "Хора моравских учителей"). К ним примыкает в идейном плане симф. поэма "Дитя бродячего музыканта" (1912). Большой обличит. силой отличается сатирич. опера-дилогия "Путешествия пана Броучека", разоблачающая антинар. сущность мещанина и велеречивость поэтов-декадентов; во 2-й её части "Путешествие пана Броучека в 15-е столетие" (соч. 1917) с симпатией обрисованы герои-гуситы, борющиеся с угнетателями чеш. народа. Слав. братству посвящена симф. рапсодия "Тарас Бульба" (по Н. В. Гоголю), создававшаяся в годы 1-й мировой войны 1914-18.
В последнее десятилетие жизни композитора (т.н. лирико-философский период) его творчество было особенно плодотворным. После пост. оперы "Её падчерица" в Праге (1916) и Вене (1918) к нему пришла мировая слава. В Чехословацкой Республике (1918) Я. пользовался большим почётом и уважением. Лучшие из его произв. 20-х гг. стали нац. классикой 20 в., среди них его шедевр опера "Лисичка-плутовка", а также оперы на сюжеты из рус. лит-ры, оратория "Глаголическая месса", ряд орк. и камерно-инстр. соч., вок. циклы, в т. ч. "Дневник исчезнувшего" и др., исполнявшиеся и за рубежом. Если опера "Катя Кабанова" и вок. цикл "Дневник исчезнувшего" отражают лирич. сторону творчества Я., то оратория "Глаголическая месса" и остальные оперы 20-х гг.гл. обр. философскую; проблематика этих произв. смысл и ценность человеческой жизни, законы, ею движущие; в своей патриотич. оратории (её текст перевод с латыни, сделанный Я.) он утверждает связь между древней Великой Моравией и совр. ему Чехословакией, освобождённой от австр. ига, воспевает веру в непобедимость нации, но не на религ., а на нравств. основе. В конце жизни Я. был удостоен мн. почётных званий; был чл. неск. иностр. академий.
В творчестве Я. нашли отражение сложные и разнообразные тенденции его времени. Он полностью освоил, а затем отверг те традиции, к-рые были связаны с чеш. неоромантизмом рубежа 19-20 вв. Его стиль основан на реалистич. обобщении моравского нац. муз. языка в синтезе с элементами, характерными для разл. направлений совр. европ. муз. иск-ва. Большое значение для формирования стилистики Я. имели увлечение классич. рус. музыкой (П. И. Чайковский, позднее М. П. Мусоргский), итал. веризмом (в ранний период), изучение красочной палитры К. Дебюсси и ранних соч. Р. Штрауса, произв. И. Ф. Стравинского и П. Хиндемита (их влияние сказалось на камерно-инстр. ансамблях 20-х гг.). До последних лет жизни Я. продолжал свои творч. поиски. Говоря о поздних произв. композитора, Б. В. Асафьев отметил, что он "словно молодел с каждым из них".
Богатая мелодика Я. порождена стремлением правдиво передать в музыке сильные человеческие переживания во всей их непосредственности и неповторимости. Я. рассматривал муз. мотив (в т. ч. речевую интонацию) как минимальную ячейку, в к-рой сконцентрирована жизненная и муз. реальность. Главное в его реалистич. муз. драме воплощение в музыке мимолётной драм. ситуации, тончайших оттенков чувств и настроений, С этим связана "взрывчатая" экспрессивно-динамич. природа его соч. Важным связующим и скрепляющим средством служит монотематизм, особенно широко применявшийся композитором в поздних произв. В центре внимания Я. были муз. т-р, музыка со словом, программная инстр. музыка. Правдивое, взволнованное, пронизанное гуманистич. идеями творчество Я. оказало большое влияние на композиторов след. поколений в Моравии и Словакии (её композиторская школа сформировалась в 30-50-е гг.); оно во многом определило дальнейшее развитие муз. иск-ва, особенно муз. т-ра Чехословакии.
Сочинения: оперы Шарка (1887, 2-я ред. 1888; 3-я ред. 1918, 1925, Нац. т-р, Брно), Начало романа (Pocаtek romsnu, 1891; 1894, Нац. т-р, Брно), Её падчерица (Jejн pastorkyna, либр. Я. по драме Г. Прейссовой, 1903; 1904, Нац. т-р, Брно, 2-я ред. 1906, 3-я ред. 1911), Судьба (Osud, 1904; 1958, Нац. т-р, Брно), Путешествия пана Броучека (Vэlety pбna Broucka, комич., по сатирич. новеллам С. Чеха; 1-я ч. Путешествие пана Броучека на луну Vэlet pana Broucka do mesнce, 1908-17; 2-я ч. Путешествие пана Броучека в 15-е столетие Vэlet pana Вrоuckа do 15 stoleti, 1917; 1920, Нац. т-р, Прага), Катя Кабанова (либретто Я. по драме А. Н. Островского "Гроза", 1921, Нац. т-р, Брно), Приключения лисички-плутовки (Prнhody lisky bystrousky, 1923; 1924, Нац. т-р, Брно), Средство Макропулоса (Vec Makropulos, либр. Я. по драме К. Чапека, 1925; 1926, Нац. т-р, Брно), Из мёртвого дома (Z mrtvйho domu, либр. Я. по роману Ф. М. Достоевского, 1928; 1930, Нац. т-р, Брно); балет Ракош Ракочи (1891, Нац. т-р, Прага, в том же году пост. на Юбилейной земской выставке; на Этнографич. выставке, 1895; партитура утеряна); оратория Глаголическая месса (Glagolskб mse, 1926); кантаты: Господи, помилуй нас (Hospodlne, pomiluj ny, для двойного хора, органа, арфы и дух. инструментов, 1896), Отче наш для хора, органа и арфы (1901), Вечное Евангелие (Vecnй Evangelium, по стихотв. Я. Врхлицкого, 1914); вок. циклы Дневник исчезнувшего (Zбpisnнk zmizelйho, для солистов, жен. хора и фп., 1919), Прибаутки (Rikadla, на стихи для детей, для камерного хора и инструментов, 1927); для орк. Лашские танцы (Lasskй tance, 1890), Ганацкие танцы (Hanбckй tance, также для фп., 1890), орк. сюита (серенада, 1891), Сербское коло (1899), Казачок (Kozбcek, 1899); баллада Дитя бродячего музыканта (Sumafovo dite, по стихотв. С. Чеха, 1912), рапсодия Тарас Бульба (1918), Баллада бланицкая Balada blanickб, по стихотв. Я. Врхлицкого, 1920); для струн. орк. сюита (1877), Идиллия (1878); симфониетта в 5 ч. для дух. орк. (1926); камерно-инстр. ансамбли сонаты для скр. с фп. (1880, 1910, 1913-1921), Сказка для влч. с фп. (Pohбdka, 1910, 2-я ред. 1923), 3 струн. квартета (1880; Крейцерова соната, по Л. Н. Толстому, 1923; Интимные письма Listy duvernй, 1928), дух. секстет Юность (Mladi, 1924); пьесы для скр. с фп.: Романс (1879), Думка (1880); для фп. и камерного ансамбля концертино (1926), каприччо (фп., левая рука, с дух. ансамблем, 1926); для фп. тема с вариациями (1880); Народные танцы в Моравии (Narodnн tance na Morave, 1893), По заросшей тропе (Po zarostlйm chodnнcku, цикл из 15 пьес, 2 тетр., 1902, 1908), В тумане (V mlhбch, цикл из 4 пьес, 1912); пьесы для фп. в 4 руки; 2 конц. фантазии для органа (обе 1884); хоры a cappella 4 муж. хора на нар. слова, посв. А. Дворжаку (1886), Ревнивец (Zбrlivec, слова народные, 1888), Что же наша берёза? (Coz ta nase brнza?, сл. Э. Красногорской, 1893), 4 моравских муж. хора (сл. О. Пржикрыла, 1904), Кашпар Руцкий (для жен. хора, сл. Ф. С. Прохазки, 1912), Перина (Perina, слова народные, 1914), Безумный бродяга (Potulnэ sнleneс, сл. Р. Тагора, 1922) и др.; обр. нар. песен для голоса с фп. Королевны (Krбlovnicky, 10 старинных обрядовых песен, 1889), сб-ки: Моравская народная поэзия в песнях (Moravskб lidovб poйsie v pнsnнch, 2 тетр., 1892, 1901), Гуквальдская народная поэзия в песнях (Ukvaldskй lidovв poйsie n pisnich, 1898), Детванские разбойничьи песни (Pнsne detvanskй, 1916), Силезские песни (Slezskй pisne, 1918).Литературные сочинения: О skladbe souzvukuv a jejнch spojuv, Prana, 1897; Ъplnб nauka o harmonii, sv. 1-2, Brno, 1912-1913, 1920; О lidovй pнsni a lidovй hudbe. Documenty a Studie, Praha, 1955.Литература: Бэлза И., Чешская оперная классика, М., 1951, с. 111-19; Асафьев Б., Яначек, Новак, Фёрстер, Сук, в кн.: Избр. труды, т. 4, М., 1955; Hестьев И., "Её падчерица" Леоша Яначка, М., 1960; Полякова Л., Оперное творчество Леоша Яначка, М., 1968; её же, Чешская и словацкая опера XX в., кн. 1, М., 1978; Helfert V., Leos Janбcek. Obraz zivotnйho a umeleckйho boje, (D. 1), Brno, 1939; Janбcek ve vzpomнnkбh a dopisech, (сост.) В. Stedron, Praha, 1946; К stйmu vэrocн narozenн L. Janбcka, "Musikologie", sv. 3, Praha, 1955; Leos Janбcek. Fejetony z "Lidovэch novin", Brno, 1938, 1958; Richter H., Leos Janбcek, Lpz., 1958; Stedron В., Dнlo L. Janбcka, Praha, 1959; его же, Zur Genesis von Leos Janбceks Oper "Jenufa", Brno, 1968, 1972; его же, Leos Janбcek. К jeho lidskйmu a umлleckйmu profilu, Praha, 1976; Leos Janбcek. Sbornнk statн a studii, Praha, 1959; Seda J., Leos Janбcek, Praha, 1961; Vogel J., Leos Janбcek. Zivot a dнlo, Praha, 1963; Leos Janбcek a soudobб hudba, Praha, 1963; Raсek J., Leos Janбcek, Brno, 1963; Hollander H., Leos Janбcek, Z., (1964); Opernн dнlo Leose Janбcka. Sbornнk..., Brno, 1968 (Acta Janбckiana, sv. 1); Colloquim Leos Janбcek et musica europea, Brno, 1968, Brno, 1970; Schцn E.-M., Leos Janбcek zum fьnfzigsten Todestag, "Musik und Gesellschaft", 1978, Jahrg. 28, No 8; Rоlednбk I., К logice a smyslu Janбckovy tvurcн osobnosti, "HR", 1978, No 11; Polakova L., Leos Janбcek a realistickй umenн 20. stoletн, "HR", 1979, No 2.Л. В. Полякова.