Шекспировская энциклопедия - авторство
Связанные словари
Авторство
(authorship)
Впервые вопрос о том, Шекспир ли автор приписываемых ему пьес, поставил в 1785 г. преподобный Джеймс УИЛМОТ, выдвинувший предположение, что настоящим автором этих произведений был Фрэнсис Бэкон. Выводы Уилмота не были опубликованы. Дальнейшие сомнения высказаны в "Романе о прогулке на яхте", напечатанном в 1848 г. эксцентричным нью-йоркским юристом, полковником Джозефом Хартом. На автора оказало влияние клеветническое жизнеописание Шекспира в "Кабинетной энциклопедии" Дионисия Ларднера, где утверждалось, что шекспировские пьесы "изобилуют грубейшими непристойностями более грубыми, нежели у любого из современных драматургов". Харт предположил, что Шекспир "покупал или добывал тайком" пьесы других авторов, которые впоследствии "приправлял непристойностями, сквернословием и грязью". Кандидата в подлинные авторы рассматриваемых произведений Харт так и не выдвинул.
В 1856 г., в статье американки Делии Бэкон настоящим автором шекспировских произведений был назван Фрэнсис Бэкон. В конце того же года исследовательница провела ночь в церкви Святой Троицы с намерением вскрыть могилу Шекспира, но в конце концов отказалась от этой идеи. Свою теорию она изложила в книге "Раскрытая философия пьес Шекспира" (The Philosophy of the Plays of Shakespeare Unfolded, 1857).
Движение, получившее название "антистратфордианское" ("нестратфордианское"), крепло. В 1885 г. было основано Английское Бэконовское общество, издававшее журнал, а в 1892 г. аналогичное общество было создано в США. Немало интеллектуальных усилий было приложено для того, чтобы попытаться отыскать криптограммы и другие ключи к разгадке авторства в текстах и иных источниках таких, как, например, гравюра Дройсхута. К антистратфордианскому движению примкнули многие выдающиеся люди, в том числе Марк Твен и Зигмунд Фрейд.
Позднее группы "раскольников" пытались приписать авторство отдельных произведений разным людям, в том числе графу Дерби, графу Эссексу, королеве Елизавете, Кристоферу Марло, графу *Оксфорду и графу Рэтленду. Эта тема прекрасно отражена в шестой части "Жизнеописаний Шекспира" С. Шенбаума (1970, переиздано в 1991 г.).
Все нестратфордианские версии опираются на теорию заговора: например, существует предположение, что смерть Кристофера Марло пожалуй, наиболее полно реконструированный эпизод в истории литературы является не более чем ширмой, так как на самом деле драматург еще двадцать лет писал пьесы, тщательно скрывая существование своей, до той поры весьма заметной, персоны и благородно отказываясь от авторства в пользу Шекспира (чьи предположительно ранние произведения нуждаются в передатировке). Шекспир, таким образом, участвовал в заговоре, признавая себя автором произведений, созданных другим человеком, и каким-то образом скрывая их истинное авторство от всех своих театральных и литературных собратьев, равно как и от издателей.
Доказательств того, что пьесы были написаны человеком по имени УИЛЬЯМ Шекспир (в ряде случаев при участии, например, Джона Флетчера), очень много: титульные листы, опубликованные панегирики и ссылки, рукописи, не предназначенные для публикации, и т.д. Доказательствами того, что Шекспир, создавший эти произведения, был Шекспиром из Стратфорда-на-Эйвоне, служат: упоминаемые в его завещании имена Хемингса и Конделла, имевших прямое отношение к изданию Первого фолио; надписи на стратфордском монументе, одна на латыни, сравнивающая Шекспира с великими деятелями древности, другая на английском, в которой он превозносится именно как писатель; *строки "Джонсона в Первом фолио, в которых Шекспир назван "сладостным лебедем Эйвона"; текст из той же книги, в котором Леонард Дигтз говорит о "стратфордском памятнике".
Доказательства авторства могут быть как объективными, так и субъективными, лежащими в самих текстах. На объективные доказательства нельзя полностью положиться. На титульных листах "Йоркширской трагедии" и "Лондонского повесы" (первая публикация и перепечатка в 1619 г.) стояло имя Шекспира, а теперь это доказательство признано недостоверным, поскольку вышеупомянутые пьесы не были включены в Первое фолио. Другой тип доказательств, основанный на стилистическом анализе, в последнее время особенно усовершенствованном при помощи компьютерных технологий, достиг определенных успехов. Отдельные фрагменты пьес "Два благородных родича" и "Все истинно" ("Генрих VIII") подтверждают авторство Шекспира и Флетчера соответственно, а вот стилистический анализ "Эдварда III" и "Траурной элегии" не принес определенных результатов.
Сомнения в авторстве Шекспира кажутся либо основанными на консерватизме отрицании того, что человек относительно скромного происхождения, без университетской степени мог создать столь гениальные произведения, либо на жажде дурной сенсации или элементарной зависти.
Шекспировская энциклопедия. — М.: Радуга.
Под редакцией Стэнли Уэллса при участии Джеймса Шоу. Перевод А. Шульгат.
2002.