Краткие содержания произведений - уильям голдинг - шпиль
Уильям голдинг - шпиль
который просит настоятеля заступиться за него. Он не видит смысла в строительстве шпиля, если радиэтого приходится разрушать привычный жизненный уклад. В ответ на его сетования Джослин призываетего к терпению и обещает поговорить с мастером.Джослину приносят письмо от его тетушки, в прошлом любовницы короля, а ныне престарелой дамы. Этоона дала деньги на строительство шпиля в надежде, что её похоронят в соборе. Джослин отказываетсяотвечать на письмо.Тут же намечается конфликт с ризничим, отцом Ансельмом, духовником Джослина, который не желаетнадзирать за строительством. Под нажимом Джослина он все же отправляется в собор, но Джослинчувствует, что их многолетней дружбе пришел конец. Он понимает, что такова цена шпиля, но он готовидти на жертвы.Тем временем мастер, Роджер Каменщик, пытается определить надежность фундамента и воочиюубеждается, что имеющийся фундамент с трудом выдерживает собор. Что уж говорить о шпиле вчетыреста футов высотой! Напрасно Джослин убеждает Роджера поверить в чудо: тот говорит, чтотеперь ему трудно будет заставить рабочих строить шпиль. Джослин разгадывает истинные намеренияРоджера: тот хочет переждать, когда появится более выгодная работа, а затем уйти, так и не начавстроительства. Тут к мужчинам подходит жена Роджера Рэчел, «темноволосая, темноглазая,
напористая, неумно болтливая женщина», которая не нравится настоятелю. Она бестактно вмешиваетсяв разговор мужчин, поучая святого отца. Дав ей высказаться, Роджер обещает возвести шпильнастолько, насколько сможет. «Нет, насколько дерзнешь», — возражает Джослин.Настоятелю вновь приносят письмо, на этот раз от епископа. Тот посылает в собор святыню — гвоздьс креста Господня. Джослин воспринимает это как очередное чудо и спешит поделиться новостью смастером, но тот верит лишь в холодный расчет. Джослин хочет помириться с Ансельмом и разрешаетему больше не надзирать за работами, но тот требует от него письменного свидетельства.Наступает осень. Нескончаемые дожди приводят к тому, что под собором постоянно стоит вода. Изямы, которую Роджер вырыл в соборе для изучения фундамента, исходит нестерпимая вонь. «Лишьмучительным усилием воли» Джослин заставляет себя помнить, какое важное дело совершается всоборе, постоянно вызывая в памяти божественное видение. Мрачное ощущение усиливается гибельюодного из мастеровых, сорвавшегося с лесов, старческим безумием канцелярия и слухами об эпидемиичумы. Джослин чувствует, что все это записывается в счет, который когда-нибудь будет емупредъявлен.Наступает весна, и Джослин вновь приободряется. Как-то раз, войдя в собор, чтобы взглянуть намакет шпиля, он становится свидетелем встречи жены Пэнголла Гуди с Роджером Каменщиком.
Настоятель словно видит окруживший их невидимый шатер, понимает всю глубину их отношений. Егоохватывает отвращение, ему во всем видится грязь…Это ощущение усиливает внезапно появляющаяся Рэчел, которая вдруг ни с того ни с сего начинаетобъяснять, почему у них с Роджером нет детей: оказывается, она в самую неподходящую минутурассмеялась, и Роджер тоже не мог удержаться от смеха. Но тут же Джослину в голову приходиткрамольная мысль: он понимает, что Гуди может удержать Роджера в соборе. Ночью Джослина мучаеткошмар — это за его душу борются ангел и дьявол.Проходит Пасха, и башня под шпилем начинает понемногу расти. Роджер постоянно что-то вымеряет,
спорит с мастеровыми… Однажды случается оползень: в яме, вырытой для проверки фундамента, плывети осыпается грунт. Яму спешно засыпают камнями, и Джослин начинает молиться, чувствуя, что силойсобственной воли держит на плечах весь собор. Зато Роджер теперь считает себя свободным отвсяческих обязательств. Тщетно Джослин пытается убедить его продолжить строительство. И тогдаДжослин использует последний аргумент. Он сообщает Роджеру, что знал о его решении уйти на работув Малмсбери и уже написал тамошнему аббату, что Роджер с бригадой еще долго будет занят настроительстве шпиля. Теперь аббат наймет других рабочих.Этот разговор подрывает силы настоятеля, и он хочет уйти, но по дороге становится свидетелемтого, как один из мастеровых дразнит Пэнголла, намекая на его мужское бессилие. Теряя сознание,
Джослин видит Гуди Пэнголл с разметавшимися по груди рыжими волосами…Джослин тяжело болен. От отца Адама он узнает, что работа по строительству шпиля продолжается,
что Гуди нигде не показывается, а Пэнголл сбежал. С трудом поднявшись с постели, Джослин идет всобор, чувствуя, что сходит с ума; он смеется каким-то странным, визгливым смехом. Теперь он видитсвое предназначение в непосредственном участии в строительстве. От мастеровых он узнает, чтоГуди, до этого бездетная, ждет ребенка. Ему открывается и то, что Роджер Каменщик боится высоты, нопреодолевает страх и что он по-прежнему ведет строительство против воли. Словом и деломподдерживая мастера, Джослин заставляет его строить шпиль.Когда он вновь застает Роджера и Гуди вместе, то пишет настоятельнице женского монастыря письмос просьбой принять «несчастную, падшую женщину». Но Гуди удается избежать такой судьбы: у нееслучается выкидыш, и она погибает. Рэчел, узнавшая о связи Роджера с Гуди, получает теперьнеограниченную власть над мужем: даже мастеровые посмеиваются над тем, что она держит его наповодке. Роджер начинает пить.Строительство шпиля продолжается, Джослин работает вместе со строителями, и вдруг емуоткрывается, что все они праведники, несмотря на грехи. И сам он разрывается между ангелом идьяволом, чувствуя, что его околдовала Гуди со своими рыжими волосами.В собор прибывает Визитатор с Гвоздем, который должен быть замурован в основание шпиля. Помимопрочего, Визитатор должен разобраться с доносами, которые поступали на Джослина в течение всехдвух лет строительства. Автором их был Ансельм, обвинявший настоятеля в пренебрежении своимиобязанностями. На самом же деле в результате строительства Ансельм просто лишился части своихдоходов. Джослин отвечает невпопад. Визитатор видит, что он тронулся рассудком, и отправляет егопод домашний арест.В тот же день на город обрушивается непогода. В страхе, что почти достроенный шпиль рухнет,
Джослин бежит в собор и вбивает в основание шпиля гвоздь… Выйдя на улицу, он падает без чувств.
Придя в себя, он видит у постели тетушку, приехавшую лично просить его о погребении в соборе. Онвновь отказывает ей, не желая, чтобы её грешный прах осквернял святое место, и в пылу спора онаоткрывает ему, что своей блестящей карьерой он обязан исключительно ей, точнее, её связи с королем.
Узнает он и то, что Ансельм лишь изображал дружбу, чувствуя, что при Джослине можно неплохоустроиться. Зная, что не найдет поддержки среди клира, Джослин тайком уходит из дома, чтобы«получить прощение от нехристей».Он идет к Роджеру Каменщику. Тот пьян. Он не может простить Джослину, что тот оказался сильнее;
всячески проклинает шпиль. Джослин просит у него прощения: он ведь «считал, что совершает великоедело, а оказалось, лишь нес людям погибель и сеял ненависть». Выясняется, что Пэнголл погиб от рукиРоджера. Джослин обвиняет себя в том, что устроил брак Пэнголла с Гуди. Он словно принес её в жертву— он же её и убил… Роджер не может выслушивать откровений настоятеля и прогоняет его. Ведь из-заДжосдина, переломившего его волю, он лишился Гуди, работы, бригады мастеровых.Джослин теряет сознание и приходит в себя уже дома, в собственной спальне. Он ощущает легкость исмирение, освободившись от шпиля, который начинает жить теперь собственной жизнью. Джослинчувствует, что свободен наконец и от жизни, и призывает немого юношу-скульптора, чтобы объяснить,
какое сделать надгробие. Приходит Рэчел, которая рассказывает, что Роджер пытался покончить ссобой, но Джослину уже нет дела до мирских забот. Последняя перед смертью, его посещает мысль:
«Ничто не совершается без греха. Лишь Богу ведомо, где Бог».
См. также:
Сельма Лагерлёф Трилогия О Лёвеншёльдах, Уильям Теккерей Ньюкомы, Пио Бароха Алая Заря, Вирджиния Вулф Миссис Дэллоуэй, Джон Голсуорси Сага О Форсайтах, Маргарет Дрэббл Один Летний Сезон