АГРИППА (Ἀγρίππα) (1 в. до н. э./1 в. н. э.), философ-скептик, последователь
Энесидема. А. традиционно приписывают 5 скептических «тропов» (от греч.
τρόπος способ, модус) воздержания от суждений. Согласно изложению у Диогена Лаэртия (IX 88-89), 1-й троп А. говорит о наличии разногласий между людьми
(ὁ ἀπὸ τῆς διαφωνίας [τρόπος]): «Что бы ни было предложено для философского или нефилософского обсуждения, будут величайшие споры и раздоры»; 2-й об уходе доказательства в бесконечность (
ὁἐἰς ἄπειρον ἐκβάλλων): «нельзя достоверно ничего изучить, одно удостоверяется через другое, и так до бесконечности»; 3-й об относительности познания (
ὁ ἀπὸ τοῦ πρός τι): «ничто не воспринимается само по себе, но только через другое; отсюда вытекает его непознаваемость»; 4-й о гипотетическом характере знания (
ὁ ἐξ ὑποθέσεως): «исходные начала приходится принимать в качестве достоверных и не искать для них обоснования; но все это напрасный труд, ведь любой может предположить противоположное»; 5-й о круге в доказательстве (ὁ δι'
ἀλλήλων): «то, что нужно исследовать, удостоверяется через достоверность самого исследуемого предмета». Пять скептических тропов несколько более подробно излагаются у Секста Эмпирика (Sext. Pyrrh. I 164-177), сокращением изложения которого является текст Диогена. Последовательность тропов и их содержание в обоих источниках почти идентичны; отличие имеется в описании 3-го тропа: у Диогена речь идет о соотнесенности предмета познания с другими предметами, у Секста о соотнесенности предмета познания с познающим, которому он может являться то так, то иначе (I 167).
Между тем характер упоминания об А. у Диогена оставляет сомнения в реальном существовании скептика Агриппы. Диоген пишет о неких «последователях Агриппы» (οἱ περὶ Ἀγρίππαν), однако имени А. нет в преемстве поздних пирронистов (IX 116, от Энесидема до Секста Эмпирика и Сатурнина); зато он упоминает о книге «Агриппа» некоего Апеллеса (IX 106) в ряду представителей младшего поколения учеников Энесидема, вместе с Антиохом Лаодикейским, учеником Зевксида. Секст Эмпирик также не упоминает имени Α., а пять скептических тропов приписывает традиции «младших скептиков» (οἱ νεώτεροι σκεπτικοί, Ι 164; возможно, именно Зевксиду, Антиоху и Апеллесу).
Лит.: Richter R. Die erkenntnistheoretischen Voraussetzungen des griechischen Skeptizismus, -PhStud20,1902, S. 246-299; Chatzilysandros Α. Ε. Geschichte der skeptischen Tropen. Münch., 1970; Annas J., Barnes J. The Modes of Scepticism. Camb., 1985; Caujolle-Zaslawsky F. Agrippa, DPhA I, 1989, p. 71-72. См. тж. общ. лит. к ст. Скептицизм.
М. А. СОЛОПОВА
Античная философия: Энциклопедический словарь. — М.: Прогресс-Традиция
П. П. Гайденко, М. А. Солопова, С. В. Месяц, А. В. Серегин, А. А. Столяров, Ю. А. Шичалин
2008