Античная философия - аммоний саккас
Аммоний саккас
Согласно свидетельству Порфирия, Плотин после долгих поисков преподавателя философии обрел наставника в А. Александрийском (V. Plot. 3, 13: «вот кого я искал»). Возможно, не без влияния А. Плотин отправился на Восток за мудростью персов и индийцев (Ibid., 13-17). Обосновавшись в Риме, Плотин долгое время ничего не писал, а свои устные занятия вел на основе уроков А. (3, 33-34). Согласно тому же источнику, в одно время с Плотином у А. учились Геренний и Ориген-платоник, причем все трое уговорились не разглашать учение А. (3, 24-30). Учениками А. были также афинский платоник Лонгин (20, 36-39) и Олимпий (10, 1-6). Об учении Α., который не оставил письменных сочинений, можно строить лишь догадки. В научной литературе предпринимались попытки реконструировать учение А. и выявить в нем элементы среднеплатонической доктрины и пифагореизма, которые в целом нельзя признать успешными.
В. Таил ер, исходя из того, что Ориген-христианин, автор «О началах», был учеником Α., пытается показать, что этому последнему платонизм был знаком только в среднеплатоническом варианте, откуда он делал вывод о том, что Α., учитель Оригена, был средним платоником. Анализ В. Тайлера был подвергнут критике Х.-Р. Швицером (см. библ.).
Известна выдержка из сочинения Порфирия «Против христиан» у Евсевия (fr. 39.1-46 Harnack = Eus. Hist. Eccl. VI 19, 2 слл.) в разделе, посвященном апологии Оригена-христианина. Евсевий хочет показать, что Ориген пользовался уважением среди современных ему философов, причем даже такой враг христиан, как Порфирий (который жил на Сицилии в одно время с Евсевием), отмечал его аскетический образ жизни и ученость. Согласно этому тексту, А. был воспитан в христианской семье, но войдя в разум и приобщившись философии, тотчас стал жить «согласно законам», т. е. как язычник. Порфирий или, скорее, передающий его Евсевий явно путают двух Оригенов, и как соотнести данные сведения с Α., учителем Плотина, сказать трудно.
X. Дерри (1955) на основе анализа некоторых пассажей Плотина ярко, но совершенно неубедительно проводит мысль о том, что А. был пифагорейцем. К сожалению, необходимо признать, что у нас нет решительно никаких оснований восстановить учение А.
Лит.: DörriH. Ammonius, der Lehrer Plotins,Hermes 83,1955, S. 439-478 (=Platonica minora. Münch., 1976, S. 324-360); Theiler W. Ammonios, der Lehrer des Origenes, Forschungen zum Neuplatonismus. В., 1966, S. 1-45; Schwyzer H.-R. Ammonius Sakkas, der Lehrer Plotins. Opladen, 1983; Schröder F. M. Ammonius Sakkas, ANRW II, 36, 1, 1987, p. 493-526; Goulet R. Ammonios dit Saccas, -DPhA I, 1989, p. 165-168.
Ю. А. ШИЧАЛИН
Античная философия: Энциклопедический словарь. — М.: Прогресс-Традиция
П. П. Гайденко, М. А. Солопова, С. В. Месяц, А. В. Серегин, А. А. Столяров, Ю. А. Шичалин
2008