Поиск в словарях
Искать во всех

Античная философия - аммоний из херонеи

Аммоний из херонеи

АММОНИЙ Ἀμμώνιος), учитель Плутарха из Херонеи (ок. 20 — ок. 80 н. э.), греческий философ, представитель среднеплатонической традиции. Единственный автор, помимо Плутарха упоминающий об К.,—Евнапий из Сард, по словам которого А. был родом из Египта (Eun. V. Soph. II 1, 3 Giangrande). Школа А. была в Афинах, где в 66 н. э. его слушал Плутарх и где, по сообщению Евнапия, А. умер (Ibid. 1, 7). А. не был схолархом Академии, учил как частный преподаватель, однако старался, по-видимому, следовать не только учению, но и школьным традициям Академии, напр., Плутарх в «Застольных беседах» показывает, как А. ставил вопросы «для упражнения и исследования» (Qu. conv. 645d5, ср. 737d3; 743el; 745d3); изображает его беседующим с учениками во время совместных трапез (720с7) в «дни, посвященные Музам» (748d7); говорит о мнении А. по поводу важности математики для философии (De Ε ар. Delph. 391e7—8). Согласно Плутарху, А. принимал активное участие в общественно-политической жизни Афин, его трижды избирали стратегом (претором). Получив римское гражданство в 67, А. с тех пор носил имя М. Анний Аммоний, а его сын М. Анней Трасилл.

Сочинения А. не сохранились, и нет сведений, записывал ли он свои рассуждения. Плутарх делает своего учителя Α., чьи симпатии были на стороне платоно-пифагорейского синтеза в духе Евдора Александрийского, персонажем нескольких диалогов: «О букве Ε в Дельфах», «Об упадке оракулов», «Застольные беседы». Из т. н. каталога Ламприя известно также о книге П. «Аммоний, или О том, что неприятно иметь дело со злом» (ἤ περὶ τοῦ μὴ ἡδέως τῇ κακίᾳ συνεῖναι), в котором, вероятно, от лица А. велось главное рассуждение.

По Евнапию, «Плутарх описал свою жизнь и жизнь своего учителя, рассеяв это описание по многим своим книгам», и если эти фрагменты «кто-нибудь соберет, тщательно исследует то, что в них написано и показано... то сможет узнать почти все о жизни этих людей» (Eun. V. Soph. II 1, 8). Не ясно, однако, в какой мере по текстам Плутарха можно реконструировать само учение А. (здесь проблема аналогична той, которая встает при чтении сократических диалогов Платона и историческом Сократе). Во всяком случае, в диалоге «О букве Ε в Дельфах» Плутарх говорит о беседе Аммония в Дельфах в храме Аполлона (во время визита в Афины имп. Нерона в 66-67) и его аллегорическом толковании имен божиих, а также изъяснении буквы Ε в смысле утверждения бытия божия «ты еси», с последующим рассуждением о бытии, боге и человеке, De Ε ар. Delph. 385b; 392а-394с), в «Застольных беседах» фрагменты о числе Муз с замечанием в духе неопифагорейской арифмологии о значении числа девять; о смысле пляски и трех ее частях.

Лит.: Jones С. P. The Teacher of Plutarch, HSCP 71, 1967, p. 205-213; Whitteker J. Ammonius on the Delphic E, CQ 19, 1, 1969, p. 185-192; Dillon J. The Middle Platonists. L., 1977 (rev. ed. 1996); Donini P. L. Plutarco, Ammonio e l'Academia, Brenk F. E., Gallo I. (edd.). Miscellanea Plutarchea. Ferrara, 1986, p. 97-110.

M. А. СОЛОПОВА

Античная философия: Энциклопедический словарь. — М.: Прогресс-Традиция

П. П. Гайденко, М. А. Солопова, С. В. Месяц, А. В. Серегин, А. А. Столяров, Ю. А. Шичалин

2008

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое аммоний из херонеи
Значение слова аммоний из херонеи
Что означает аммоний из херонеи
Толкование слова аммоний из херонеи
Определение термина аммоний из херонеи
ammoniy iz heronei это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):