Энциклопедия эпистемологии и философии науки - идеологизация науки
Идеологизация науки
Признание социальной природы науки означает, что жизнь общества и его потребности оказывают определенное влияние и на характер научных исследований, и на стиль научного мышления, и на форму представления тех или иных научных результатов, и на цели развития науки. Однако это признание в конечном счете вовсе не подвергает сомнению автономность развития науки. В тоталитарных обществах автономность развития науки страдает под давлением ценностей, которые в данном обществе выступают в качестве центральных.
Недоверие носителей новых идеологий, стремящихся к революционному переустройству общества (свойственное в России не только марксистам, но напр., анархистам М.А. Бакунину и П.А. Кропоткину, отказывавшим «правительственной», буржуазной науке в объективности, их нетерпимость к другим политическим движениям) вызвало к жизни идею создания пролетарской науки, которая должна была обеспечить модернизацию народного хозяйства после совершения революции. Таким образом, новое общество, уверовав в могущество новой идеологии, оказывается нацеленным и на революцию в науке. Такого рода попытки редко получаются успешными (к таковым можно отнести разве что, культурно-историческую концепцию психической деятельности Л.С. Выготского и А.Р. Лурии или разработку релевантной логики И.Е. Орловым). Обычно идеологический пресс способствует крайней политизации жизни научного сообщества, выдавливая из него ученых, противящихся устремления неофитов (формируя так называемую репрессивную науку) и поощряя тех, кто строит свои исследования как прямое воплощение идеологических установок и обещает немедленный практический результат или научный прорыв (феномены Т.Д. Лысенко и О.Б. Лепешинской).
Утверждение авторитета одного «вождя» в политике и во всех областях науки, вера в коллективный разум партии, догматизация марксистской идеологии, которой придавался статус единственного научного мировоззрения, привели в 1930—1940-х к возникновению в СССР феномена идеологизированной науки, охвативший и биологию, и физику, и химию, и математику, и психологию — едва ли не все отрасли научного знания. Научная аргументация уступала место политическим обвинениям (типа «меныпевиствующего идеализма») и навешиванию ярлыков, следствием чего нередко становились аресты и иные репрессии. В Германии преследовались ученые еврейского происхождения; после Великой Отечественной войны эстафета юдофобии была подхвачена в СССР. Побочным результатом идеологизированной науки являлось стремление утвердить отечественные авторитеты во всех областях знания и, соответственно, борьба с «космополитизмом».
В конце 1950-х И. н. стала сходить на нет, но ее элементы проявлялись в наделении высокими академическими званиями некоторых государственных деятелей.
В.А. Бажанов
Лит.: Ахундов М.Д., Баженов Л.Б. Философия и физика в СССР. М., 1989; Репрессированная наука. Т. 1. Л., 1991; Т. 2. СПб., 1994; Сойфер В.А. Власть и наука: История разгрома генетики в СССР. М, 1993; Философские исследования. 1993. № 3, 4; Сонин А.С. «Физический идеализм»: История одной идеологической кампании. М., 1994; Грэхем Л. Очерки истории российской и советской науки. М., 1998; Бажанов В.А. Очерки социальной истории логики в России. Ульяновск, 2002; Mathias A.R.D. Logic and Terror // Physis. 1991. Vol. 28. P. 557 — 578; Vucinich A. Mathematics and Dialectics in the Soviet Union // Historia Mathematica. 1999. Vol. 26. P. 107 — 124; 2000. Vol. 28. P. 54—76; 2002. Vol. 29. P. 13—39.
Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация»
И.Т. Касавин
2009