Энциклопедия эпистемологии и философии науки - индивиды очерк дескриптивной метафизики
Индивиды очерк дескриптивной метафизики
Стросон создал «дескриптивную метафизику» — учение, в котором радикально пересмотрены все исходные предпосылки философии анализа. Он противопоставил дескриптивную метафизику ревизующей, или исправляющей, считая, что первая стремится к описанию реальной структуры нашего мышления, а вторая пытается продуцировать лучшую структуру. По его мнению, вся история философии в скрытом виде содержит в себе это различение. К философам-дескриптивистам он отнес Аристотеля и Канта, а к мыслителям, стремящимся усовершенствовать структуру нашего мышления, — Декарта, Лейбница, Беркли. Специфику собственного дескриптивистского учения Стросон видел в обращении к лингвистическим методам: анализ обыденного языка является единственным надежным путем к познанию реального мира. Основные цели дескриптивной метафизики:
— выявление глубинной формообразующей структуры обыденного языка и
— экспликация онтологического содержания, заключенного в языковых структурах.
По мнению Стросона, «опора на тщательный анализ реального употребления слов является наилучшим и единственно надежным путем в философии». Однако философ должен идти дальше, если хочет «раскрыть наиболее общие черты нашей концептуальной структуры», ибо нет сомнений в том, что эта структура не выражается в тех ответах, которые дают люди на вопрос об их способе употребления выражений. Вера в «обычного человека», типичная для философов «обыденного языка», сохраняется и в дескриптивной метафизике. Метафизику не нужно уделять какое-то особое внимание физической науке, о которой Стросон почти не упоминает, ибо все, что могло бы заинтересовать его в мышлении ученых, легко обнаруживается в обыденных мыслях «человека с улицы». И в функции метафизика не входит модификация или исправление структуры обыденного мышления, точно так же, как задачей философа «обыденного языка» не является исправление общераспространенных идиом. В то время как дескриптивная метафизика «довольствуется описанием реальной структуры нашего мышления о мире, ревизующая метафизика стремится создать лучшую структуру». Стросон не отвергает полностью ревизующую метафизику, однако признает ее полезность лишь в той мере, в какой «она служит дескриптивной метафизике», т.е. помогает нам понять реальную структуру нашего мышления. Вопрос о том, какое значение имеют попытки исправить наши повседневные понятия, является одним из главных вопросов современной философии.
Книга разделена на две части, связанные между собой в той мере, в какой идея «указания на объект» (референции) является сквозной идеей всего произведения. Вторая часть представляет собой переработку и дальнейшее развитие учения Стросона о предпосылках (presuppositions). В ходе критики идей Фреге и Куайна он обосновывает следующий вывод: субъектные выражения «полны» в том смысле, что представляют целостный факт, в то время как предикатные выражения не являются полными. Когда, в наиболее простом случае, я утверждаю: «Этот человек улыбается», то я предполагаю факт, что «Этот человек существует», в то время как предикат «улыбается» сам по себе не предполагает какого-либо факта. Таким образом, получает обоснование традиционная связь между «субъектами» и «конкретными объектами» (particulars): парадигмальное назначение субъекта — вводить какой-то конкретный объект, т.е. нечто такое, что полно для мысли как некоторый факт и неполно как составная часть какого-то другого факта.
М.В. Лебедев
Лит.: Лебедев М.В., Черняк A3, (ред.) Аналитическая философия. М., 2006; Хилл Т. Современные теории познания. М., 1965; Hahn L.E. (ed.) The Philosophy of P. F. Strawson (The Library of Living Philosophers). Chicago, 1998; Kirkham R. Theories of Truth. MIT Press, 1992.
Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация»
И.Т. Касавин
2009