Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия эпистемологии и философии науки - картезианский идеал науки

 

Картезианский идеал науки

КАРТЕЗИАНСКИЙ ИДЕАЛ НАУКИобраз науки, который был сформирован родоначальниками новоевропейской науки о природе. Название «картезианский» условно, поскольку идеал науки можно найти в работах не только Декарта, но и Галилея, Гоббса, Бэкона, Спинозы, Ньютона, Лейбница и других философов и ученых.

Формирование этого идеала происходило как в результате успехов естествознания, ориентировавшегося на математические и механистические модели, так и под влиянием социального контекста, в котором происходили генезис и развитие наук в это время. Глубокий политический и духовный кризис, охвативший Европу в первой половине 17 в., жестокости Тридцатилетней войны побуждали многих мыслителей апеллировать к идеалам универсального и неизменного порядка как в природе, так и в социальной жизни. Это выразилось в направленности мысли на абстрактное, общее, неизменное у представителей точных наук; это же заставляло социальных мыслителей искать аналогичные универсальные и неизменные элементы в «природе человека» и в социально-политической жизни.

К. и. н. включает в себя онтологические, методологические и социологические составляющие. Его онтологические принципы состоят в следующем. Порядок Природы стабилен, неизменен; человек может познать его с помощью столь же неизменных и присущих всем способностей человеческого Разума. Материя (телесность) является косным, инертным началом и отличается от сознания — активного начала деятельности. Сознание заключено во внутреннем индивидуальном мире, в индивидуальном теле; в природе отсутствуют духовные начала и агенты.

Методологические принципы суммируются в следующих положениях. Предметом науки является общее — универсальные характеристики и связи сущего, понимаемого как «естественный порядок». Науки об индивидуальном не может быть — это область истории или искусства. Общие характеристики сущего в науке должны выражаться в форме законов— неизменных и универсальных. В естествознании эти законы допускают математическую форму, и к этому идеалу должны стремиться и остальные науки. В познании главными являются количественные (измерение) и экспериментальные методы. Правильное научное объяснение — это объяснение свойств целого из свойств частей (методологический атомизм).

Социологические принципы очерчивают место и роль науки в обществе и ценностные установки ученого. Наука нейтральна в социально-политическом и моральном смысле; она ориентируется на универсальные ценности истины, на рациональности и обоснованности. Субъект познания — контрагент природы, призванный через познание законов природы контролировать ее и господствовать над ней. Наука занимает в обществе автономное социальное пространство; ученые образуют наднациональную «республику ученых», живущую по своим собственным нормам и законам, которые в то же время являются образцом цивилизованных, толерантных и рациональных норм взаимоотношений для остальных людей.

В.П Филатов

Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация»

И.Т. Касавин

2009

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое картезианский идеал науки
Значение слова картезианский идеал науки
Что означает картезианский идеал науки
Толкование слова картезианский идеал науки
Определение термина картезианский идеал науки
kartezianskiy ideal nauki это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):