Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия эпистемологии и философии науки - критика чистого разума

 

Критика чистого разума

«КРИТИКА ЧИСТОГО РАЗУМА» («Kritik der reinen Vernunft». 1-е изд.: Riga: Hartknoch, 1781; A — международно принятая пагинация данного издания. 2-е изд.: Riga: Hartknoch, 1787; В — международно принятая пагинация данного издания) — одно из трех основных сочинений И. Канта критического периода его творчества, созданное в 1769—1781. Во втором издании значительно переработан ряд разделов первого издания («О дедукции чистых рассудочных понятий», «О паралогизмах чистого разума» и др.) и добавлены некоторые новые части («Об опровержении идеализма», § 12 «Трансцендентальной аналитики» и др.). Состоит из предисловий, введения, трансцендентального учения о началах (трансцендентальные эстетика и логика, состоящая из трансцендентальных аналитики и диалектики) и о методе. Структура произведения в целом соответствует делению сочинений по метафизике того времени: онтология (аналитика понятий), психология (паралогизмы чистого разума), космология (антиномии чистого разума), рациональная теология (идеал чистого разума). Посвящено исследованию возможности и границ человеческого познания.

«Критику чистого разума» Кант понимал как «трактат о методе» Кант И. Критика чистого разума. М., 1994. С. 21), который на основе исследования возможности математики и чистого естествознания должен был дать новое обоснование возможности метафизики как науки. Книга являлась также полной идеей разрабатываемой Кантом трансцендентальной философии. В целом, сочинение было направлено против «материализма, фатализма, атеизма, неверия свободомыслия, фанатизма и суеверия... идеализма и скептицизма» и должно было «ограничить знание, чтобы освободить место вере» (Там же. С. 26,24).

В «Трансцендентальной эстетике», трактующей о чувственности, наряду с ощущениями, возникающими в результате воздействия на чувственность и имеющими неупорядоченный характер, речь идет о способах их упорядочивания, добавляемых самим познающим субъектом, — о пространстве и времени как априорных формах созерцания. Способ упорядочивания многообразного — априорная форма — не позволяет познать вещи в себе, воздействующие на чувственность; они известны только как явления.

В «Трансцендентальной аналитике» исследуется рассудок как способность мыслить, познавать через априорные понятия — категории, синтезирующие и объединяющие наше знание. В основе же всякого синтеза лежит ещшствоапперцепции. Связь междучувственностью и рассудком Кант показывает при помощи трансцендентальной способности воображения и ее продукта — трансцендентальных схем, которые подводят созерцания под категории. Этот отдел содержит также дедукцию категорий, считаемую Кантом самым важным исследованием о рассудке (см. Дедукция трансцендентальная), а также обоснование принципа причинности «Аналитика основоположений»).

В «Трансцендентальной диалектике» рассматривается разум, имеющий доступ не к опыту, а к рассудку, на который направлены его принципы и от которого он требует абсолютной завершенности опытного знания. Кант показывает также, в какие иллюзии и заблуждения впадает разум, пытаясь познать то, что выходит за границы нашего опыта: душу (паралогизм чистого разума), мир (антиномии чистого разума), Бога (идеал чистого разума). Указанные трансцендентальные идеи разума могут иметь только регулятивное применение (см. Идеи чистого разума).

В «Трансцендентальном учении о методе», состоящем из дисциплины, канона, архитектоники и истории чистого разума, Кант определяет методы критического исследования и облик будущей системы чистого разума, выделяя в ней, помимо прочего, метафизику нравов, чем подготавливает переход к будущим сочинениям по проблемам этики. Кратко основные идеи «Критики чистого разума» изложены Кантом в «Пролегоменах», которые, однако, в ряде положений (различение суждений восприятия и суждений опыта и др.) отличаются как от первого, так и от второго издания «Критики чистого разума».

Оценка «Критики чистого разума» в процессе рецепции произведения различными поколениями и представителями различных философских течений неоднократно изменялась: оно истолковывалось как трактат и по метафизике, и по логике, и по методологии, и по теории познания. У ж е сам Кант высказывался о своем труде по-разному: и как о трактате о методе, и как о пропедевтике к метафизике, и как о ее сжатой части в форме трансцендентальной философии. Тем не менее не вызывает сомнений, что в общем виде Кант считал собственное сочинение метафизическим трактатом, о чем недвусмысленно свидетельствует не только структура сочинения, последовательно излагающая все метафизические вопросы 17 в., но и кантовские замечания в разделе об архитектонике чистого разума. Еще при жизни Канта на передний план вышло учение о методе «Критики чистого разума» с обсуждением религиозных вопросов. Во второй половине 19 — начале 20 вв. акценты в восприятии книги существенно изменились. Под влиянием неокантианской интерпретации в центре внимания оказалась трансцендентальная аналитика с дедукцией категорий и обоснованием принципа причинности. Трансцендентальная эстетика при этом была ассимилирована как некий раздел трансцендентальной аналитики; трансцендентальная же диалектика, равно как и учение о методе, игнорировалась как несущественная метафизическая составляющая. Со временем такая традиция усилилась еще более, в результате чего «Критика чистого разума» стала восприниматься как первый действительный трактат по теории познания. Данное истолкование встретило, однако, сопротивление со стороны онтологической интерпретации Канта, подчеркивающей значимость метафизических и онтологических тем в кантовском творчестве и уделяющей первостепенное внимание, в частности, трансцендентальной диалектике.

«Критика чистого разума» в той или иной мере повлияла практически на все направления теории познания и течения в философии науки, сложившиеся после ее выхода в свет. Если для неопозитивизма главным тезисом стало отрицание априорно-синтетических суждений, возможность которых Кант доказывал в «Критике чистого разума», то для феноменологии или аналитической философии было свойственно более взвешенное отношение к главному произведению Канта и большая позитивная зависимость от него. Не осталось без влияния «Критики чистого разума» и развитие науки, что проявилось, в частности, в вопросе учения о пространстве и времени.

А.Н. Круглое

Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация»

И.Т. Касавин

2009

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое критика чистого разума
Значение слова критика чистого разума
Что означает критика чистого разума
Толкование слова критика чистого разума
Определение термина критика чистого разума
kritika chistogo razuma это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):