Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия эпистемологии и философии науки - критика научного разума

 

Критика научного разума

«КРИТИКА НАУЧНОГО РАЗУМА» («Kritik der wissenschaftlichen Vernunft») — книга Курта Хюбнера (К. Htibner), сыгравшая заметную роль в развитии исторического направления в философии науки. Впервые опубликована (Freiburg—Munchen) в 1978 (переведена на японский, португальский, английский, итальянский языки; рус. пер.: Хюбнер К. Критика научного разума. М., 1994). Название перекликается с «Критикой чистого разума» И. Канта, в которой обоснование науки выводится из структуры гносеологического (трансцендентального) субъекта. Кантовский трансцендентализм выводит за границы рациональности важнейшие компоненты культуры (напр., «нуминозный опыт» (Р. Отто) и сферу искусства). Но культура в ее историческом развитии является почвой, на которой растет наука. Поэтому для выяснения предпосылок и обоснования роста научного знания Хюбнер прибегает к анализу историко-культурного контекста.

Обращение к истории науки и культуры — потребность философии науки, отталкивающейся от негативного опыта неопозитивизма. «Стандартная концепция научной теории», ставшая, по сути, итогом логико-эмпирицистского анализа структуры научного знания, — неадекватный инструмент анализа истории науки (напр., нельзя удовлетворительно объяснить факты возникновения научных теорий, ситуации выбора теории или смены фундаментальных научных представлений, исходя из положений о теоретически-нейтральном, или «базисном», характере эмпирических фактов, индуктивном и кумулятивном характере развития научного знания). Методологическая концепция, которая не в состоянии объяснить «естественный рост науки», обнаруживает тем самым свою пустоту и бесполезность. Но историк науки не выполнит свою задачу, если работает «вслепую», не имея удовлетворительной философско-методологической теории. «К. н. р.» — попытка найти форму единства истории и философии науки. В этом ее замысел совпадает с интенциями «критического рационализма»; но Хюбнер избирает свой путь, приходя к существенно иным результатам.

По отношению к научно-познавательному процессу роль априорных принципов выполняют исторически изменчивые социокультурные детерминанты, воздействующие не только на отбор научных новаций (идей, гипотез, методов и т.д.), но и на их содержание. Научное знание рассматривается как системный ансамбль, выступающий как элемент структурированного множества относительно автономных ансамблей-систем, в совокупности образующих исторически конкретный социально-культурный контекст. Такой подход позволяет выяснять отношения элементов внутри научного ансамбля (напр., отношения верификации или фальсификации, конкуренцию различных теорий и т.п.) вместе с отношениями этих элементов к другим ансамблям (напр., к метафизике, теологии, идеологии и др.).

Так, основания науки, регулирующие характер, направления и оценки научного познания (правила обоснования, объяснения и доказательства, принципы, по которым в научные тексты вводятся рассуждения о причинности, пространстве и времени, представления о бытии, истине и целях познания), зависят от социокультурного контекста и, в свою очередь, оказывают воздействие на характер этого контекста. Они связывают культуру (в ее историческом становлении и пребывании) с научными теориями и фактами. Э т а связь прослеживается в реконструкциях эпизодов истории науки (зависимость теории соударения упругих тел Декарта от его метафизики; теологические и метафизические детерминации «Новой астрономии» И. Кеплера; культурно-исторические и философские основания спора между Бором и Эйнштейном об основаниях квантовой физики).

Системный подход позволяет с единой точки зрения рассмотреть эволюцию науки, понимаемую как процесс, происходящий в рамках исторически обусловленного социокультурного контекста. Хюбнер критикует «нормативистские» концепции науки (неопозитивизм, фальсификационизм) за чрезмерную абстрактность и отрыв от реальной истории (напр., если бы наука развивалась в соответствии с методологической концепцией Лакатоса, то Кеплер не смог бы прийти к своим открытиям, поскольку его теория не увеличивала эмпирического содержания астрономии, а его объяснения астрономических наблюдений включали теологические и мистические элементы). Развитие науки движется стремлением гармонизировать (восстанавливать внутреннюю согласованность) концептуальный каркас системного ансамбля культуры. Если такое стремление выражено «подгонкой» научных понятий к идеологическим или религиозным догмам, оно не приводит к цели, а лишь углубляет дисгармонию и противоречия, «завешивая их дымовой завесой пустословия». Подлинная гармонизация — это решение мыслительных задач, а не их искусственная трансформация в угоду внешним, по отношению к науке, силам.

Гармонизация культурного ансамбля не ограничивается развитием науки. У этого процесса нет предпоставленной сверхцели; преобразования могут разрушить ансамбль (привести к духовному краху), если они не направлены на разрешение противоречий между его системными элементами; но в то же время разрешение одних противоречий может порождать другие, поэтому нельзя считать, что каждый последующий ансамбль более согласован и гармоничен, чем предыдущие. Так, научно-технический прогресс может сочетаться с распадом культуры и варварством.

Науки о природе и науки об истории не различаются по своей рациональности; и те и другие основываются на «априорных» (детерминированных системным ансамблем культуры) установлениях (аксиоматических, оправдательных и нормативных); но в исторических науках смена этих установлений обусловлена еще и тем, что изменяются объекты этих наук и «потенциал интерпретации», т.е. понимание истории зависит от самой же истории. Рациональность мифа может быть поставлена под сомнение, если она рассматривается «внешним образом», напр. со стороны науки. В этом смысле гармонизация отношений между мифом и наукой выглядит неразрешимой задачей, если она сформулирована в терминах превосходства науки над мифом. Но в контексте культурного ансамбля эта задача получает иной смысл: плюрализм рациональностей составляет условие гармоничной культуры.

В.Н. Порус

Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация»

И.Т. Касавин

2009

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое критика научного разума
Значение слова критика научного разума
Что означает критика научного разума
Толкование слова критика научного разума
Определение термина критика научного разума
kritika nauchnogo razuma это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):