История философии - никомахова этика
Никомахова этика
е. от политики. По мысли же самого Аристотеля, счастье заключается в созерцательной жизни. Первая книга 'Н.Э.' завершается рассмотрением платоновской идеи Блага как общего понятия. Можно предположить, согласно автору, что Благо является целью нашей практической жизни. При этом значимым для Аристотеля оказывается то, что учение об Идеях создали друзья.
Но истина дороже дружбы. Аристотель считает, что Благо не менее многообразно, чем бытие. Благо принимает разные формы в зависимости от обстоятельств: благо по отношению ко времени это благоприятный случай; благо по отношению к количеству это верная мера и т.д. Поэтому Благо в противоположность гипотезе Платона, согласно 'Н.Э.', не может быть Идеей, доминирующей при анализе человеческой деятельности. Аристотель предлагает ввести понятие 'энергия'. Коль Благо многообразно и не может быть объектом научного изучения, коль всякое благо является целью, то главной желанной целью человека можно считать стремление к чему-то лучшему.Поступки и цели человека координированы и подчинены некоему 'последнему благу', относительно которого существует универсальное согласие, что это и есть счастье. Счастье, по мнению Аристотеля, может осмысливаться следующим образом: 1) Если трактовать счастье лишь как непрестанную погоню за наслаждениями, то жизнь, растраченную таким образом, можно уподобить лишь жизни животных.
2) Трактовка счастья как обретения почестей или достижения успеха также не является достаточным для его понимания: успех это нечто внешнее, зависящее от окружения человека, от тех, кто его признает либо не признает. 3) Если же счастье сводится к умножению богатства, то это означает жизнь вопреки природе: богатство, по Аристотелю, только средство для чего-то иного, не имеющее смысла как самодостаточная цель.
Человек обретает свое счастье в исполнении своего человеческого ремесла. Счастье это энергия, движение, действие, сила осуществления, 'деятельность души по осуществлению добродетели', выполняемые в жизни до конца и в согласии с разумом (Логосом). Совершенство, по Аристотелю, это практическое осуществление человеком своего предназначения в жизни, отмеряющей на его долю удачи и неудачи.Это способ самоутверждения перед лицом внешних обстоятельств. Во второй книге 'Н.Э.' дается определение понятия 'добродетель'. Добродетель у Аристотеля это внутреннее нравственное совершенство, вошедшее в привычку. Ее кульминация проявляется в деятельности высшей части иррациональной души, полной желаний, но сдерживаемой разумом.
Это совершенство разумного желания, т.е. добродетель проявляется в нашей способности приспосабливаться к различным ситуациям: 'в сфере действия и пользы нет ничего постоянного'. Добродетель есть добровольный выбор на основе правильного суждения того образа действий, который зависит от нас, отмечает Аристотель в третьей книге 'Н.
Э.'. А это означает, что добродетель проистекает из практической мудрости, которую благоразумный человек делает нормой жизни. Хотя целью добродетели должно полагать, по мысли Аристотеля, достижение 'золотой середины', но она и сама по себе верх совершенства. Так, мужество есть 'золотая середина' между трусостью и отчаянностью. Умеренность же суть 'середина' в наслаждениях.
Человек, по Аристотелю, должен стремиться всегда придерживаться 'золотой середины'. В пятой книге 'Н.Э.' анализируются 'частные добродетели': щедрость, великолепие, благородство, честолюбие, мягкость, приветливость, правдивость, умеренность в играх, скромность. Например, щедрость, т.е. добродетель в денежных вопросах, должна быть 'серединой между расточительностью и скупостью'.
Великолепие, добродетель власть имущих, есть чувство меры в расходах, середина между скудостью и вульгарной пышностью. Благородство находится посредине между тщеславием и малодушием. Благородный человек занимает среднюю позицию между честью и бесчестьем. В книге пятой 'Н.Э.' анализируется добродетель справедливости в ее различных проявлениях. Аристотель различает две формы справедливости и несправедливости: 1) Справедливость всеобщая, или установленная законом: безусловная добродетель в наших отношениях с другими и состоящая в полном исполнении закона, если сам закон установлен правильно. Это политическая форма данной добродетели.2) Справедливость частная, касающаяся раздела или обмена имуществом и почестями между членами общины. Это распределительная справедливость, которая устанавливает пропорциональное равенство между членами общины в зависимости от ценности каждого из них. Благодаря этой справедливости устраняется неравенство, возникающее при частных сделках.
Она основана на принципе арифметического равенства людей. Ценность людей определяет пропорции при распределении. Справедливый обмен имущества становится возможным благодаря денежной оценке его рыночной стоимости. Справедливость, по Аристотелю, в любой своей форме также является серединой, а несправедливость излишеством или нехваткой.
В строгом смысле, 'справедливость может существовать лишь между теми людьми, чьи взаимоотношения регулируются законом'. Аристотель отвергает софистическое противопоставление 'политической справедливости' и 'естественной справедливости'. Установить политическую справедливость сложнее всего, поскольку она призвана исправлять в особых случаях неизбежные издержки уравнительности законов.
Шестая книга 'Н.Э.' посвящена интеллектуальным добродетелям. Как поясняет Аристотель, речь идет о совершенно особой сфере. Но основной принцип остается все тем же: 'Следует избирать середину, избегая излишеств и недостатков. Середина соответствует правильному порядку'. Сущность интеллектуальной добродетели в правильном сочетании желания и разума, рациональной и иррациональной частей души. Интеллектуальная часть души объект приложения истины. Аристотель перечисляет интеллектуальные добродетели: это наука, изучение искусства, изучение благоразумия, изучение созерцательного разума, теоретическая мудрость (т.е.мудрость в себе и для себя, не применяемая в практической деятельности). И наконец, Аристотель переходит к благоразумию и искусству политики. Аристотель представляет благоразумие как интуицию, или как способность воспринимать нетрадиционные ситуации. После этого он размышляет о второстепенных добродетелях: здравом смысле, сообразительности и рассудительности.
Аристотель анализирует связи между мудростью теоретической и практической: 'сегодня все при определении добродетели, указав на ее свойства и объекты, к которым она приложима, добавляют, что она должна соответствовать правильному порядку, а правильный порядок должен быть благоразумным'. В книге седьмой 'Н.Э.' рассматриваются отрицательные стороны человеческого характера: порочность, жестокость, неумение владеть собой, несдержанность.
Последний порок связан с забвением под влиянием страсти одной из посылок практического силлогизма: невыдержанный человек в общем-то знает, в чем состоит благо, но не пользуется этим знанием в конкретных случаях. Этим он и отличается от человека благоразумного. В 'Н.Э.' Аристотель различает наслаждение и жизнь, проводимую в удовольствии.
Его теория наслаждения содержится в седьмой и десятой книгах. Аристотель не согласен с теми, кто осуждает наслаждение. Само по себе наслаждение это ни хорошо, ни плохо. По сути дела часто это даже не состояние, а деятельность, энергия и ее цель. Приятная деятельность есть цель всякой жизни. Поэтому ничто не мешает высшему благу одновременно доставлять и наслаждение.
Что касается божественного наслаждения, являющегося чистым действием, то оно длится вечно. Аристотель подтверждает, что наслаждение это 'энергия', а не генезис: некоторые формы энергии осуществляются в движении. Целостное, неделимое и законченное сразу по своем появлении, 'наслаждение есть завершение действия': оно суть осознание совершенства.
Книги восьмая и девятая 'Н.Э.' посвящены дружбе. Эта добродетель одно из самых необходимых условий жизни. Ведь никто бы не захотел жить без друзей, даже имея все остальные блага. Дружба может быть основана на удовольствии, пользе или благе. Лишь в последнем случае она желанна сама по себе. Как и всякая добродетель, дружба есть устойчивое отношение, которое реализуется в совместной жизни и достигает высшего развития у друзей, обладающих одинаковыми моральными качествами.
Бог слишком отличается от человека, чтобы между ними могла существовать дружба. Какова основа дружбы? Ее можно обнаружить в любви к самому себе, в высшей степени положительной форме эгоизма, состоящей в любви и развитии всего лучшего в себе. Хороший человек должен быть в глубине души эгоистом, поскольку обязан любить прежде всего самого себя.
И если бы все граждане, стремящиеся к добродетели, любили себя, то общество и полис получили бы от этого огромную пользу. Благосклонность, для которой не нужна совместная жизнь, есть не что иное, как 'ленивая дружба' и согласие, политическая форма дружбы. Быть благосклонным к другому значит проявлять к нему дружеские чувства. Благодетель любит того, кому сделал добро, как художник любит свое произведение.
Это свидетельство его энергии, его образа жизни в мире, его практической самореализации. Поэтому счастливый человек должен иметь друзей. Они позволяют ему существовать, в том смысле, что через совершенные им благодеяния он самореализуется. Даже мудрецу не обойтись без единомышленников. В дружбе меж мудрецами, самом совершенном виде дружбы, каждый из них вносит свой вклад в общую радость практической жизни.
Только живя с друзьями, можно глубже ощутить радости собственного бытия. Это чувство, согласно мысли Аристотеля, доступно лишь человеку и недоступно Богу. Книга десятая 'Н.Э.' посвящена счастью. Счастье у Аристотеля это по преимуществу созерцание, действие 'самой божественной части в нас самих'. Счастье не только абстрактное понятие: оно все же требует наличия внешних благоприятных условий, например, совместной жизни друзей.
На более низкой, чем созерцание, ступени счастье может состоять также в общении с себе подобными. Поэтому этика это еще и способ осмысления 'политических' отношений. Для того чтобы хорошо жить в обществе, следует воспитать в своем характере любовь к прекрасному.Это воспитание дело политическое; правильные законы должны обеспечить здоровое воспитание и развить в человеке привычку и желание действовать добродетельно. Для сочинения таких законов опыт следует соединить с критическим суждением. Вся мораль Аристотеля определяется логикой ситуации, существующей в данный конкретный момент времени.
Благоразумие позволяет справляться с наличными ситуациями лишь по мере их возникновения, а не заранее. Не существует Блага как такового, есть лишь конкретное благо. Человек должен 'стремиться обессмертить себя в максимально возможной степени'. Таким образом, Аристотелем постулируется стремление к идеалу: он предполагает, что человек по природе своей не бессмертен, и бессмертие для него не что иное, как идеал, постепенное и целенаправленное уподобление божественному образу, остающемуся недосягаемым.
Моральная теория 'золотой середины', сформулированная Аристотелем в 'Н.Э.', широко использовалась в дальнейшем многими философами, в первую очередь Фомой Аквинским. .