Философская энциклопедия - бабёф
Бабёф
БАБЁФ
(Babeuf), Франсуа Ноэль (именовал себя Гракхом) (23 нояб. 1760 – 27 мая 1797) – франц. утопич. коммунист, вождь коммунистич. "заговора во имя равенства". Род. в семье отставного военного. Трудовая среда, в к-рой вырос Б., наблюдение аграрных отношений предреволюц. Франции (Б. вплоть до революции 1789 служил в поземельном архиве в г. Руа), изучение трудов франц. просветителей 18 в. определили общее направление идейного развития Б. К 1787 у него сложилось убеждение в необходимости установления "самого совершенного равенства", при к-ром "все будет общим" и "будет достигнуто абсолютно равное распределение". В самом начале революции 1789 Б. представил Учредит. собранию и опубликовал первое свое произведение "Постоянный кадастр" ("Cadastre perpétuel"). Здесь он высказал мысли о разделении общества на два противостоящих друг другу класса – богатых и бедных, как социальном зле, о поглощении мелких состояний крупными, о возрастании численности рабочих, о возникновении безработицы и постоянной угрозе сокращения заработной платы. Средство к уничтожению этих социальных зол Б. видел в ликвидации земельной собственности и наделении всех нуждающихся равными участками земли в пожизненное пользование. В 1792–93 Б. выступал в защиту уравнит. "аграрного закона", которого он ждал от якобинского правительства. Когда эти надежды не оправдались, Б. осудил Робеспьера и после его падения призывал к дальнейшей "работе ради возрождения свободы".
В период термидорианской реакции Б. был заключен в тюрьму (февр.-сент. 1795). В это время созревали его мысли о борьбе классов в истории, о революции как войне бедных против богатых, о необходимости борьбы за подлинное равенство, за коммунистич. общество, в к-ром все будут трудиться для общего блага, обладать средствами к существованию, где не будет ни эксплуататоров, ни эксплуатируемых, ни губительной для всех конкуренции, где науки и иск-ва не будут зависеть от меценатов и достигнут высокого подъема. Путь к такому обществ. устройству Б. видел только в революции. По выходе из тюрьмы Б. пропагандировал эти идеи, обращаясь преим. к рабочим массам, в своей газ. "Tribun du Peuple" ("Народный трибун") и в др. изданиях, а также устно в клубе, получившем название "Общество Пантеона". Эта пропагандистская деятельность Б. преследовалась Директорией. Б. и его друзья образовали Повстанческий комитет и Тайную директорию, к-рые должны были подготовить и возглавить вооруж. восстание и осуществить мероприятия, необходимые для коммунистич. преобразования общества.
Манифест равных, Акт о восстании, проекты декретов, воззвания и др. документы, составленные руководителями заговора, представляли собой программу непосредств. действий, к-рую должно было проводить революционное правительство победившего трудового народа. Б. высказывался против всякой диктатуры и противопоставлял ей "революционный порядок управления". Б. предусматривал осуществление преобразований, направленных на создание коммунистической хозяйственной общины, которая должна скоро вытеснить частновладельческие предприятия и превратиться в единый народнохозяйственный организм.
Заговор Б. был раскрыт по доносу, и Директория добилась осуждения заговорщиков-коммунистов. Б. и его ближайший соратник Дарте были гильотинированы.
Революц.-коммунистич. учение Б. и его последователей получило название бабувизма, самым выдающимся представителем к-рого после Б. был участник "заговора во имя равенства" Филипп Буонарроти (1761–1837). Последний изложил историю заговора в кн.: "Заговор во имя равенства..." ("Conspiration pour l'égalité...", 1828, рус. пер. 1948, т. I–II, со вступ. ст. В. П. Волгина).
Несмотря на революционность, учение Б. и бабувистов оставалось утопическим и сохраняло идеалистич. воззрения теории естественного права. Бабувизму, возникшему в условиях недостаточного развития пролетариата, свойственны еще аскетизм и грубая уравнительность, непонимание прогрессивного значения промышленности и историч. роли пролетариата, пережитки деизма.
Идеи бабувизма сыграли большую роль в формировании социалистических взглядов участников франц. тайных революционных обществ 30–40-х гг. 19 в., в особенности Бланки и Дезами.
Соч.: Pages choisies, P., 1935; Учение равных, пер. [с франц.], СПБ, [1906]. Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 1–4, М., 1955 (см. Указатель имен); Энгельс Ф., Анти-Дюринг, М., 1957, с. 18, 31, 324, 331; Буонарроти Ф., Заговор во имя равенства, именуемый заговором Бабёфа, пер. с франц., т. 1–2, М.–Л., 1948; Шеболдаев Б., Бабувизм и рабочие в Великой французской революции, "Под знаменем марксизма", 1923, No4–5; Щеголев П. П., Гракх Бабёф, М., 1933; его же, Филипп Буонарроти и его книга "Заговор равных", "Уч. зап. ЛГУ". Сер. истор. наук, 1940, вып. 6; Волгин В., Уравнительные и социалистические тенденции во французских тайных обществах 1830–1840 годов, "Вопр. истории", 1947, No 6; его же, Идейное наследие бабувизма, в его кн.: Очерки по истории социализма, 4 изд.. М.–Л., 1935; Деборин А. М., Социально-политические учения нового времени, т.1, М., 1958, с. 565–612; Доманже М., Бабёф и заговор равных, пер. с франц., Л., 1925; Advielle V., Histoire de Gracchus Babeuf et du babouvisme, v. 1–2, P., 1884; Lépine J., Gracchus Babeuf, P., 1949; Montgrenier R., Gracchus Babeuf, P., 1937; Walter G., Babeuf 1760–1797 et la conjuration des égaux, P., 1937; Thomson D., The Babeuf plot, L., 1947; Vozka J., Gracchus Babeuf vůdce spiknutί rovných, Praha, 1947.
И. Зильберфарб. Москва.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.