Философская энциклопедия - древнегреческая религия и мифология
Древнегреческая религия и мифология
ДРЕВНЕГРЕ́ЧЕСКАЯ РЕЛИГИЯ И МИФОЛО́ГИЯ
Мифология Древней Греции представляет собой совокупность сказаний о стихийных силах природы, демонах, богах и героях, возникших в результате перенесения общинно-родовых отношений на весь окружающий мир и фантастически обобщенного отражения этого мира в сознании первобытного человека. Греч. мифология, по словам Маркса, это – "...природа и сами общественные формы, уже переработанные бессознательно-художественным образом народной фантазией" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 12, с. 737). Греч. мифология имеет длительную историю развития, проходя вначале стадии фетишизма, тотемизма и анимизма. На ранних стадиях своего развития она характеризуется стихийными, чудовищными и часто даже уродливыми формами, т.е. имеет черты ярко выраженного хтонизма (от греч. χϑών – земля, к-рая, по мифологич. воззрениям, порождала все эти чудовища). В эпоху первобытнообщинного строя в религ. и мифологич. представлениях древних греков большое значение приобретают фетишистские представления о неотделимости духовной сущности предметов от них самих. Бог Зевс представлялся орлом, лебедем, молнией, громом и т.д.; Афина – совой или змеей. В последующем эти представления сохранились в виде отд. рудиментов, когда животные или неодушевленные предметы выступали уже как атрибуты или временные вместилища бога (напр., принятие Зевсом вида орла или быка, эпитет Афины – "совоокая"). В древнейшую эпоху (соответствующую стадии матриархата) еще не было определенной иерархии богов. Задолго до появления т.н. олимпийской мифологии существовало множество местных богов, к-рые почитались в отд. общинах и не имели всеобщего значения. По мере оформления олимпийской мифологии имена этих богов или места их почитания становились лишь новыми эпитетами того или иного бога (напр., Зевс Трофоний, Артемида Эфесская, Аполлон Дельфийский). Наивысший расцвет антич. мифологии относится ко 2-му тысячелетию до н.э., т.е. к крито-микенской культуре, когда окончательно оформляется олимпийский пантеон богов, живущих на "снежной" и "многоущельной" горе Олимп и подчиненных власти одного бога "отца людей и богов" – Зевса. Каждое олимпийское божество обладает своей строго определенной функцией: Афина – богиня войны, высших родов иск-ва, ремесла, охранительница городов и стран, Гермес – бог торговли, Аполлон – бог разнообразных губительных и целительных функций, покровитель иск-в, Артемида – богиня охоты, Афродита – богиня любви и красоты, и т.д. Олимпийская мифология характеризуется ярко выраженным антропоморфизмом. Боги и демоны в религ. и мифологич. представлениях древних греков обладают физич. телом, они в определ. месте живут и имеют самые обыкновенные человеч. качества и даже пороки и недостатки. Вместо прежних сказаний о чудовищах появляются мифы о героях (Геракле, Тесее), к-рые борются с этими чудовищами и уничтожают их.
Однако этот антропоморфизм, свидетельствующий о растущей власти человека над природой, характеризует только определенную, исторически преходящую ступень в развитии древнегреческой мифологии. "Всякая мифология преодолевает, подчиняет и формирует силы природы в воображении и при помощи воображения; она исчезает, следовательно, вместе с наступлением действительного господства над этими силами природы" (там же). С разложением общинно-родовых отношений, с зарождением науч. знания наивный мифологич. антропоморфизм разлагается, а антропоморфные образы богов становятся предметом острой критики. Уже у др.-греч. поэтов Гесиода и Пиндара Зевс лишается антропоморфных качеств и превращается в образ, олицетворяющий принцип мировой справедливости; в "Прикованном Прометее" Эсхила он изображается в виде мирового деспота, человеконенавистника, представителя слепых и неразумных сил. Теряют антропоморфные качества и становятся абстрактными также и др. образы старой мифологии. С появлением рабовладельч. формации др.-греч. мифология теряет свой наивный характер и становится идейно-художеств. методом в идеологии внутриполисной жизни.
Параллельно с развитием греч. мифологии развивается и формируется др.-греч. религия, т.е. вера в сверхъестественную силу богов, закрепленная системой культов и обрядов. Так же, как и мифология, греч. религия древнейшего времени носит следы фетишизма, тотемизма и анимизма. Культовая практика древних греков сводилась в основном к жертвоприношениям и молитвам, к-рые производились, как правило, в храмах, посвященных тем или иным божествам. Наряду с официальной гос. религией в Древней Греции были распространены и богослужения, открытые только для посвященных (мистерии). В догомеровской Греции особенное распространение имели мистерии, посвященные хтоническим (подземным) божествам: (Триптолему и др.). Известны также и элевсинские мистерии в честь Деметры, орфич. мистерии в честь Диониса, культ кабиров (подземных богов).
Др.-греч. мифология оказала влияние и на греч; философию. Древнейшие филос. воззрения, относящиеся к первобытнообщинному строю, развивались внутри мифологич. формы. Греч. философия оказалась такой же вещественной и материальной, как и др.-греч. представления о богах. Тем не менее философия с первых же своих шагов стала на путь активной борьбы с мифологией и религией. Поэтому историч. рассмотрение греч. мифологии и религии немыслимо без учета острой их критики со стороны передовой др.-греч. философии. Первый период греч. философии, т.е. 6–5 вв. до н.э., – это натурфилософия, учение о том, что бытие состоит из материальных стихий (земли, воды, воздуха, огня, эфира) и из круговорота этих стихий. Признание этих материальных стихий свойственно не только философам-материалистам (Гераклит, Демокрит), но и идеалистам. Элеаты, напр., хотя и учили, что истинное бытие лишено множественности и движения, тем не менее даже и свое "единое", или "бытие", тоже понимали, в конце концов, как особого рода тонкую материю. Элеаты начиная с Ксенофана восстают против антропоморфизма, полагая, что все живые существа создают богов по своему образу и подобию. Таким же материальным является и нус (ум) Анаксагора. Атомы Демокрита имеют определ. величину и фигуру и представляются своего рода миниатюрными статуэтками. Открытой борьбой с мифологией, а в значительной мере и со всякой религией прославились софисты, устами Протагора провозглашавшие знаменитый тезис, что человек есть мера всех вещей. Новое отношение к греч. богам было сформулировано в стоицизме, эпикурействе и скептицизме. Для стоиков боги и демоны суть только чистейшая аллегория (Гефест – огонь, Гера – воздух, Дионис – виноград и вино, Афина Паллада – мудрость и т.д.). Для эпикурейцев боги суть только отвлеч. идеалы, хотя и представляемые в виде живых существ, но совершенно бессильных и никак не влияющих на жизнь природы и общества. По словам Маркса, боги Эпикура, "...будучи похожи на людей, живут в межмировых пространствах действительного мира, имеют не тело, а нечто вроде тела, не кровь, а нечто вроде нее; пребывая в блаженном покое, они не внемлют ничьей мольбе, не заботятся ни о нас, ни о мире..." (Маркс К. и Энгельс Ф., Из ранних произведений, 1956, с. 44). Скептики отрицали вообще всякую возможность познания как бытия вообще, так, в частности, богов и демонов.
В период 3–1 вв. до н.э., вследствие сближения Греции с Востоком, Д. р. и м. подвергается разного рода влияниям восточной мистики, опять возрождаются древние культы Великой Матери, возрастает влияние дельфийского Аполлона, появляется астрология и возрождаются мистич. культы. Этот процесс отражается и в философии, к-рая начинает сближаться с религией и мифологией. В неоплатонизме, представляющем в определенной мере реставрацию древней мифологии, старинные образы богов, демонов и героев, стихийные и часто даже грубые, представляются в изощренно логич. интерпретации. Антропоморфная греч. мифология окончательно разлагается, становясь объектом всякого рода логич. спекуляций.
Др.-греч. мифология оказала большое влияние на развитие мировой культуры. Ее человечные, проникнутые чувством гармонии и меры образы стали почвой для развития высокохудожеств. аитич. иск-ва. Она оказала воздействие на формирование др.-рим. религии и мифологии. В ср. века с распространением христианства антич. мифология была отвергнута, антич. богов стали считать за бесов, а их изображения – за идолов. Греч. мифология, как и вся греч. культура, была широко использована идеологами Возрождения. Антич. мифология играла значит. роль и в последующие эпохи, получая различную интерпретацию в науке и иск-ве. Образы греч. мифологии, воплотившиеся в иск-ве, отражают исторически преходящую эпоху "детства человеческого общества" и до сих пор продолжают "... в известном отношении служить нормой и недосягаемым образцом" (Mapкс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 12, с. 737).
Лит.: Маркс К., К критике политической экономии, М., 1953; его же. Формы, предшествующие капиталистическому производству, М., 1940; Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и государства, М., 1953; Новицкий О., Постепенное развитие древних философских учений в связи с развитием языческих верований, ч. 1–4, Киев, 1860–61; Новосадский Н. И., Елевсинские мистерии, СПБ. 1887; Клингер В., Животное в античном и современном суеверии, Киев, 1911; Кагаров Е., Культ фетишей растений и животных в Древней Греции, СПБ, 1913; Богаевский Б. Л., Земледельческая религия Афин, П., 1916; Зелинский Φ. Φ., Древнегреческая религия, П., 1918; его же, Религия эллинизма, П., 1922; Альтман М. С, Греческая мифология, [Л.], 1937; Ρадциг с. И., Античная мифология, М., 1939; Лосев А. Ф., Олимпийская мифология в ее социально-историческом развитии, "Уч. зап. МГПИ им. Ленина", 1953, т. 72, вып. 3; его же, Гесиод и мифология, там же, 1954, т. 83, вып. 4; его же, Введение в античную мифологию, "Уч. зап. гос. пед. ин-та им. т. Г. Шевченко [Душанбе]. Филологич. сер.", 1954, вып. 5; его же, Античная мифология в ее историческом развитии, М., 1957; Голосовкер Я., Сказание о титанах, М., 1956; Кун Η. Α., Легенды и мифы Древней Греции, 4 изд., М., 1957; Каждая А. П., Религия и атеизм в древнем мире, М., 1957; Τренчени-Вальдапфель И., Мифология, пер. с венг., М., 1959; Wi1amоwitz-Mое11endorff U. von, Der Glaube der Hellenen, Bd 1–2, В., 1931–32; Kern O., Die Religion der Griechen, Bd Г–3, Β., 1926–38; Nestle W., Die griechische Religiosität..., [Bd] 1–3, В., 1930–34; его же, Vom Mythos zu Logos, Stuttg., 1940; Nilsson Μ. P., Geschichte der griechischen Religion, Bd 1, Münch, 1955.
А. Лосев. Москва.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.