Философская энциклопедия - джайнский канон
Джайнский канон
ДЖАЙНСКИЙ КАНОН
— собрание джайнских авторитетных текстов, которые были кодифицированы на соборе в 5 в. шветамбарами — представителями одного из двух основных течений джайнизма, но сохраняют общее джайнское наследие в незначительной «сектантской» редакции. Как и буддийский канон (см. ТРИПИТАКА ), Д.к. стал результатом многовековой трансляции предания. Основные вехи этой трансляции связаны с первыми последователями основателя учения Джины Махавиры, затем с деятельностью первых кодификаторов устного собрания канонических текстов на соборе в 3 в. до н.э., с хранением и передачей текстов монахами-рецитаторами, о которых свидетельствуют надписи начала новой эры и, наконец, с письменной фиксацией текстов. Датировка текстов Д.к., записанных на джайнском пракрите, неизменно пополнявшегося за все эти периоды, существенно варьируется. Ядром Д.к. являются 12 анг (основные «члены» корпуса текстов): «Айярамга-сутта» — дисциплинарные правила для монахов, «Суйагадамга» — различение истинного и ложных учений, «Тхана» — различные предметы джайнского учения в нумерологических классификациях (ср. Абхидхармические тексты), «Самавайя» — продолжение предыдущего текста, «Вияхапаннатти» — учение о блаженстве, «Найядхам-макаха» — дидактические повествования, «Увасагада-са» — наставления для мирян, «Амтагадаса» — о тех, кто завершил жизнь голодовкой (высший религиозный подвиг в джайнизме), «Ануттаровавайядаса» — о тех, кто достиг высшего неба, «Панхавагарана» — вопросы и ответы катехитического типа по «практическим» проблемам, «Вивагасуйя» — поучения о вызревании плодов кармы, «Диттхивайя» — изложение не-джайнских мировоззренческих позиций.
Др. компоненты Д.к. — 12 упанг (дополнительные «члены»), 10 пракирна-сутр («фрагменты»), 6 чхеда-сутр («дисциплинарные» сутры), два отдельных текста и четыре муля-сутр («корневые сутры»). Многие из этих текстов являются важными источниками по истории индийской философии. Так, «Виахапаннатти» («Бхагавати-сутра») содержит биографию Джины Махавиры, а также его учителя, впоследствии соперника Маккхали Госалы — лидера аскетического движения фаталистов-адживиков.
«Суйягада» («Сутра-кританга») является важнейшим после текстов буддийской Трипитаки источником по начальному периоду инд. философии (сер. I тыс. до н.э.). Мировоззрение Джины Махавиры предстает здесь как «философия активизма», в которой, в противовес детерминистам, остается место для результативности человеческих действий вследствие допущения свободы выбора. Тот же источник позволяет соотнести уже с начальным периодом джайнской философии начала той своеобразной диалектической логики, согласно которой любое высказывание контекстно, а ложные воззрения являются результатом возведения одного из контекстных предикатов в абсолют. Примером служит отказ Джины Махавиры от категорических высказываний типа «Мир вечен» или «Мир невечен»: каждое из этих высказываний истинно, но только под определенным углом зрения. Наиболее известный комментарий к корпусу Д.к. был составлен в 9 в. на санскр. Шиланкой, который уточнил канонические сведения о древнем периоде джайнской и «общеиндийской» философии, но ввел и собственные, нередко схематические интерпретации.
Дигамбары (представители др. течения джайнизма) считают, что вся линия трансляции учения через прямых последователей Джины Махавиры давно оборвалась до появления текстов канона шветамбаров, и признают в качестве канона «четыре Веды».
Среди них третья — «Дравьянуйога» — включает филос. сочинения Кундакунды, Самантабхадры, а также «Таттварт-хадхигама-сутру» с толкованиями.Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004.
.