Философская энциклопедия - джайский канон
Джайский канон
ДЖАЙΗСКИЙ КАНОН — канон авторитетных текстов, кодифицированный на соборе в Валабхи (вГуджарате)в5 в. шветамбирами (см. Джайнизм). Как и буддийский канон (см. Тршштака), джайнское собрание канонических текстов стало результатом многовековой трансляции предания. Основные вехи этой трансляции связаны с первыми последователями основателя учения Джипы Махавиры, затем с деятельностью первых кодификаторов устного собрания канонических текстов на соборе в Паталипутре в 3 в.дон. э. при Чандрагупте I, хранением и передачей текстов монахами-рецитаторами (вачака), о которых свидетельствуют надписи первых веков новой эры и, наконец, с письменной фиксацией текстов на джайнском пракрите. Соответственно и датировка текстов джайнского канона, неизменно пополнявшегося за все эти периоды, существенно варьирует. В джайнский канон входят: 12 анг (основные “члены”), 12 упанг (дополнительные “члены”), 10 пракирна-сутр (“фрагменты”), 6 чхеда-сутр (“дисциплинарные” сутры), 2 отдельных текста и 4 муля-сутр (“корневые сутры”), но фактически шветамбары признают от 45 до 50 канонических текстов. Среди них наибольшее значение с точки зрения истории философии имеют: из анг “Сутра-кританга” и оСтхананга-сутра”, оба отдельных текста “Нанди-сутра” и “Ануйогадвара-сутра” и из муля-сутр “Уттарадхьяянасутра”, в которых излагаются мировоззренческие взгляды как самих джайнов, так и “еретиков”—адживиков, буддистов и брахманистов. “Сутра-кританга”, предназначенная для ограждения джайнов от “ложных взглядов”, является важнейшим после текстов Палийского канона источником по начальному периоду индийской философии, воззрениям на карму и сансару. Дигамбары считают, что вся линия трансляции учения через прямых последователей Джины давно оборвалась и признают в качестве канона “четыре Веды”. Среди них третья — “Дравьянуйога” — включает философские сочинения Кундакунды, Самантабхадры, а также *Таттвартхадхигама-сутру” с толкованиями.
В. К. Шохин
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль.
Под редакцией В. С. Стёпина.
2001.