Философская энциклопедия - эгоизма теории
Эгоизма теории
ЭГОИЗМА ТЕО́РИИ
(в этике) – этич. концепции, в основе к-рых лежит принцип эгоизма. В таких теориях можно выделить два осн. аспекта – филос-натуралистический и этико-нормативный. В основании первого лежит представление, что человек – эгоист по природе и может действовать только из собств. интереса, из прирожденного ему стремления к наслаждению, счастью (см. Гедонизм, Эвдемонизм), славе и т.п., способен повиноваться требованиям морали лишь постольку, поскольку это в конечном итоге будет способствовать его выгоде. Второй аспект – собственно нравств. учение, провозглашающее следование "разумно понятому" эгоизму единственным подлинно моральным принципом, исключающим насилие над природой человека, обман и лицемерие.
Элементы такого рода учения возникают еще в древности (Демокрит, Эпикур, нек-рые софисты). Свое завершение Э. т. получают в эпоху Возрождения и особенно Просвещения (Спиноза, франц. материалисты), где они были направлены против христианско-религ. морали с присущей ей идеей отрешения от мирских благ и безусловного подчинения индивида церковно-феод. иерархии. Эти гуманистич. мотивы Э. т., имевшие исторически прогрессивное значение, исходили из той предпосылки, что истинным благодетелем общества может быть лишь человек, последовательно проводящий в своей общественно полезной деятельности принцип личной выгоды (не только материальной, но и духовной – честолюбия и т.п.). Условием такой гармонии между личностью и обществом считалось "разумное" социальное устроение. Кризис этих бурж. иллюзий, обнаружившийся уже в конце 18 в., привел к дискредитации и разложению классич. Э. т. Своеобразной попыткой спасти принцип "разумного эгоизма" явилась этика рус. революц. демократов, к-рые интерпретировали его как наиболее последоват. служение обществу и прогрессу, поскольку оно-то и приносит высшее удовлетворение. Впоследствии этот моралистич. оборот, апеллирующий к психич. переживаниям нравственно уже развитой личности, стал чем-то вроде ходячего аргумента в пользу "выгоды" добродетели. С др. стороны, совр. бурж. учения эгоизма (как правило, не претендующие на теоретич. характер) вырождаются в откровенную проповедь аморализма.
Историч. судьба Э. т. связана с социальной ограниченностью всех др. типов "робинзонад", где поиски теоретиками конечных оснований для обществ. деятельности индивида замыкаются "природой" человека как такового, безотносительно к его социально-историч. развитию. В этом случае фиксируются как изначально данные нек-рые "внутренние" потребности и стремления индивида, к-рые якобы и позволяют объяснить и оправдать его обществ, деятельность. Маркс и Энгельс, признавая не только исторически прогрессивную и гуманистич. направленность "классич." Э. т., но и их материалистич. направленность, исходящую из примата собственно человеч. интересов в морали, в то же время критиковали Э. т. за забвение ими принципа историзма, за то, что они лишь идеологически выражали социальные программы создания "гармоничного" общества. Но всякий раз, когда обнаруживается непреодолимое противоречие между обществ. потребностями и "внутренними" стремлениями индивида, такого рода концепциям приходит конец.
Лит.: Маркс К., Тетради по истории эпикурейской, стоической и скептической философии, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Из ранних произв., М., 1956; Маркс К. и Энгельс Ф., Нем. идеология, Соч., 2 изд., т. 3, с. 234–258; Штирнер М., Единственный и его собственность, [б. м.], 1922, ч. 2; Гельвеций К. Α., О человеке, [пер. с франц.], М., 1938, с. 75–78, 93–104, 147–166; Материалисты древней Греции, М., 1955, с. 85, 153–67, 196, 210–36; Спиноза Б., Краткий трактат о боге, человеке и его счастье, Избр. произв., т. 1, М., 1957; Гольбах П. Α., Система природы, Избр. произв., т. 1, М., 1963,4. 1, гл. 14–16; ч. 2, гл. 9, 12; его же, Основы всеобщей морали, или катахизис природы, там же, т. 2; Петров Э. Ф., Эгоизм. Философско-этический очерк, М., 1969.
О. Дробницкий. Москва.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.