Философская энциклопедия - эпиктет
Эпиктет
ЭПИКТЕТ
ЭПИКТЕТ
(Epictetus — букв. «Прикупленный»: вероятно, рабская кличка) (ок. 50 — после 120) — крупный представитель позднего стоицизма. В юности Э. был рабом, получив свободу, жил в бедности; в 89 вместе с др. философами был выслан из Рима и поселился в Никополе (Эпир), проповедуя учение кружку слушателей. Сохранились четыре кн.
«Бесед», «Руководство» и фрагменты.Основные мотивы, характерные для Сенеки, заметны и у Э. Теория для него — нечто вторичное; она никогда не излагается в «чистом» виде и растворена в многочисленных этических топах. Вне этики Э. довольствуется старыми догмами и, более того, провозглашает «возврат к истокам», в частности, к Хрисиппу (особенно это касается физики, сведенной к психологии и учению о промысле). Натурфилософские интересы у Э. отсутствуют, а логика рассматривается как средство для избежания ошибок или демонстрации причинных связей. Основное значение приобретает практическая этика, излагаемая в виде прочувствованной проповеди, порой с заметными элементами кинизма. Философствование начинается с осознания собственного бессилия. Задача философии — врачевать больную душу и учить человека знанию о благе и зле, а также управлению страстями. Важнее всего — «правильное пользование представлениями». Резче, чем к.-л. из стоиков, Э. подчеркивает момент внутренней независимости, свободы выбора по отношению к представлениям. Человек всегда может оценить представление и сказать: «Это меня не затрагивает». Сама возможность выбора — единственное внутреннее благо, «то, что от нас зависит», «мое»: «Меня заботит только мое, не подвластное помехам, и по природе свободное. В этом для меня сущность блага. А все остальное пусть будет, как будет — мне безразлично». Однако абсолютизация выбора не означает торжества формального принципа, ибо конечная цель остается материально определенной; аскетическая готовность ко всему — излюбленная тема Э. Желая стать «из человека богом», «терпи и воздерживайся», но выход всегда есть — «дверь тебе открыли». Многие мотивы Э. так же близки христианскому сознанию, как и мироощущение Сенеки. Э. оказал значительное влияние на европейскую моралистику.
Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004.
.