Философская энциклопедия - модальные категории
Модальные категории
МОДАЛЬНЫЕ КАТЕГОРИИ
(от лат. modus — мера, способ) — понятия, с помощью которых с той или иной позиции конкретизируется характер связей и отношений объектов. Модальная конкретизация осуществляется чаще всего путем использования понятий «необходимо», «возможно», «доказуемо», «опровержимо», «обязательно», «разрешено», «хорошо», «плохо» и т.п.
Наиболее употребительными являются следующие группы М.к.: логические (абсолютные: «логически необходимо», «логически случайно», «логически возможно», «логически невозможно»; сравнительные: «логически влечет», «есть логическое следствие»); онтологические (каузальные) (абсолютные: «необходимо», «случайно», «невозможно», «возможно»; сравнительные: «есть причина», «есть следствие», «не является ни причиной, ни следствием»); теоретико-познавательные (эпистемические) (относящиеся к знанию: «доказуемо», «опровержимо», «неразрешимо»; относящиеся к убеждению: «убежден», «сомневается», «отвергает», «допускает»; связанные с истинностной характеристикой, абсолютные: «истинно», «ложно», «неопределенно»; сравнительные: «вероятнее», «менее вероятно», «равновероятно»); деонтические (нормативные) («обязательно», «нормативно безразлично», «запрещено», «разрешено»); аксиологические (оценочные) (абсолютные: «хорошо», «аксиологически безразлично», «плохо»; сравнительные: «лучше», «равноценно», «хуже»); временийе (абсолютные: «было», «есть», «будет»; сравнительные: «раньше», «одновременно», «позже»), М.к. разных групп имеют общие формальные свойства. Так, независимо оттого, к какой группе относятся эти понятия, они определяются друг через друга по одной и той же схеме, напр.: нечто возможно, если противоположное не является необходимым; разрешено, если противоположное не обязательно; допускается, если нет убеждения в противоположном. Случайно то, что не является ни необходимым, ни невозможным. Безразлично то, что не обязательно и не запрещено. Неразрешимо то, что недоказуемо и неопровержимо, и т.п.
Подобным же образом сравнительные М.к. разных групп определяются по одной и той же схеме: «первое лучше второго» равносильно «второе хуже первого», «первое раньше второго» равносильно «второе позже первого», «первое причина второго» равносильно «второе следствие первого» и т.д.
М.к., относящиеся к разным группам, имеют разное содержание. При сопоставлении таких понятий (напр., «необходимо», «доказуемо», «убежден», «обязательно», «хорошо», «всегда») складывается впечатление, что они не имеют ничего общего. Однако это не так. Они выполняют одну и ту же функцию: уточняют устанавливаемую в высказывании связь, конкретизируют ее. Правила их употребления определяются только этой функцией и не зависят от содержания высказывания. Поэтому данные правила являются едиными для всех групп понятий и имеют чисто формальный характер.
Логические М.к. изучались еще Аристотелем и средневековыми логиками. Детальное исследование др. групп М.к. началось в 1950-е гг., хотя первые упоминания о них относятся еще к поздней античности и Средним векам (см. ВРЕМЕНИ ЛОГИКА ), (см. ИЗМЕНЕНИЯ ЛОГИКА ), (см. ЭПИСТЕМИЧЕСКАЯ ЛОГИКА ), (см. ПРИЧИННОСТИ ЛОГИКА ).
Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004.