Поиск в словарях
Искать во всех

Философская энциклопедия - моp томас

Моp томас

МОP Томас

МОP Томас

(More), (7 февр. 1477 или 1478 – 7 июля 1535) – англ. гуманист и политич. деятель, основатель утопического социализма. В 1492 поступил в Оксфордский ун-т, где сблизился с кружком англ. гуманистов (Колет, Гроцин, Линакр). Большое влияние на М. оказали взгляды итал. философа-гуманиста Пико делла Мирандола, в особенности его учение о человеке.

В 1494 М. оставил ун-т и занялся изучением права. К 1497 относится начало многолетней дружбы М. с Эразмом Роттердамским, посвятившим ему впоследствии свое сочинение "Похвала глупости". Своей справедливостью М. приобрел популярность как адвокат, и в 1504 был избран в парламент. Смелым выступлением против финансовых притязаний королевской власти М. вызвал недовольство Генриха VII и вынужден был отойти от политической деятельности до вступления на престол Генриха VIII (1509). В 1510 М. стал помощником шерифа Лондона, с 1523 – пред. палаты общин, а с 1529 – лорд-канцлер королевства. В годы Реформации М. выступал в защиту католицизма, резко полемизировал с лютеранами. За выступление в защиту верховенства папы и отказ дать присягу королю, как главе церкви, М. был заключен в Тауэр и казнен.

В обширном и разнообразном лит. наследии М., включающем переводы диалогов Лукиана, нек-рых произведений Пико делла Мирандола, лат. стихотворения и послания, "Историю короля Ричарда III", морально-филос. трактаты и полемич. соч. против лютеран, центр. место занимает "Утопия" (1516; см. соч. библиографич. справку в конце статьи), положившая начало лит-ре утопич. социализма. Само слово "утопия" составлено из греч. слов "отрицание" и "место", и означает "несуществующее место". В этой книге М. дал резкую критику совр. ему обществ. строя, нарисовал потрясающую картину бедствий трудящихся масс Англии, на к-рую ссылается Маркс, характеризуя процесс первоначального накопления в Англии (см. "Капитал", т. 1, 1955, с. 724–40). Осн. причиной пороков общества М. считал господство частной собственности, но причину ее существования видел в дурных качествах людей – гордости, тщеславии. Миру эксплуатации и несправедливости М. противопоставлял идеальное общество острова Утопии.

В Утопии не существует частной собственности. Земля является обществ. достоянием и находится в собственности гос-ва, представляющего собой федерацию городов. Основу производства составляет с. х-во, однако с.-х. населения в Утопии не существует. С.-х. произ-во организовано по принципу всеобщей трудовой повинности – в нем участвуют все граждане, живущие в городах и выезжающие на два года поочередно на земледельч. работы. Большая часть населения занимается ремесл. произ-вом. Гл. хоз. ячейка – семья, организованная не столько на родственных, сколько на производств. началах; в случае, если кто-нибудь испытывает склонность к др. виду ремесла, он переходит в др. семью; подобные переходы осуществляются и по распоряжению гос-ва в случае экономич. целесообразности. Все граждане Утопии участвуют в производит. труде. От физич. труда освобождена только небольшая группа лиц, проявивших особые способности к науч. занятиям. Все продукты с. х-ва и ремесл. произ-ва являются обществ. достоянием; все необходимое граждане получают из обществ. складов. Распределение осуществляется по потребности; в Утопии достигнуто изобилие продуктов, рабочий день сокращен до 6 часов. Это оказывается возможным в результате упразднения тунеядства, паразитизма. Особую категорию населения Утопии составляют рабы, выполняющие наиболее тяжелые работы. Это либо военнопленные, либо лица, осужденные на каторжные работы (смертная казнь в Утопии применяется только по отношению к закоренелым преступникам), причем честный труд и хорошее поведение могут привести к освобождению от рабства.

Должностные лица в Утопии избираются гражданами прямо или косвенно. Утопийцы воюют только тогда, когда защищают свою территорию, прогоняя врагов, или защищают своих союзников и освобождают их от ига тирана.

Короткий рабочий день и всеобщее изобилие создают возможности для занятий науками. В Утопии учатся все дети, кроме того, значительная часть мужчин и женщин, занятых физич. трудом, изучают науки в свободное от работы время. Обучение детей связано с их подготовкой к производств. деятельности в с. х-ве и ремесле.

Женщины в Утопии пользуются равными с мужчинами правами, наравне с ними участвуют в произ-ве, в обществ. жизни, получают равное образование, участвуют в защите родины от врагов в случае войны и могут быть избранными в священники. Женщины, как правило, свободны от домашнего х-ва, т. к., хотя утопийцам и разрешается обедать дома, они предпочитают общие трапезы в специально отведенных дворцах. Больные содержатся в обществ. больницах, где им обеспечено лечение и уход.

Гуманистич. мораль утопийцев осуждает тунеядство, в то же время она свободна от аскетизма. Утопийцы ценят красоту, здоровье как дары природы, физич. и духовные наслаждения. Утопийцы презирают золото, золотые цепи надевают только на рабов и из золота делают отхожие места. Высшее наслаждение они видят в изучении наук, в познании окружающего их мира.

В Утопии господствует полная веротерпимость. Обязательными для всех являются вера в сотворение мира богом и в бессмертие души, без чего, по мнению утопийцев, невозможна нравственность. Атеистам запрещено проповедовать свои взгляды публично, они могут беседовать лишь со священниками и старейшинами, но никаким наказаниям они не подвергаются. Священники выборны, всякое насильств. навязывание религ. убеждений преследуется законом. В целом религия утопийцев сводится к пантеистич. почитанию "божественной природы", освобожденному от вероисповедных особенностей, обрядности, т.е. к той "естественной религии", к к-рой стремились гуманисты.

Вызванная к жизни противоречиями эпохи первоначального накопления и зарождения капиталистич. отношений, связанная отчасти с предшеств. лит. традицией (сам М. упоминает Платона и "коммунизм" ранних христиан), отчасти с рассказами современников о быте индейцев (выдвинута также гипотеза о влиянии на "Утопию" сведений об общинном быте слав. народов – см. М. П. Алексеев, Славянские источники "Утопии" Т. Мора, в кн.: М. П. Алексеев, Из истории англ. лит-ры, 1960), "Утопия" М. объективно выражала протест трудящихся масс против капиталистич. эксплуатации. Воплощенная в "Утопии" мечта о бесклассовом обществе положила начало многовековой традиции утопич. социализма и оказала влияние на произведения Морелли, Годвина, Кабе, сен-симонистов и др. утопистов. Несмотря на неизбежную историч. ограниченность (непонимание роли технич. прогресса в развитии социалистич. строя, сохранение в обществе утопийцев рабства, религии, патриархальных семейных отношений и т.п.), М. сумел гениально предвосхитить нек-рые существ. черты коммунизма.

Соч.: "Утопия", полн. назв. – "Золотая книга столь же полезная, как забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопии" ("De optimo rei publicae statu, deque nova insula Utopia, libellus vere aureus") – первые два изд. – Louvain, 1516 и Paris, 1517; лучшее при жизни автора 3 изд., Basel, 1518. Последующие многочисл. изд. – перепечатки с этих изд. Имеются переводы на англ. яз. – L., 1551; лучшее науч. изд. лат. текста и англ. пер.: The Utopia of sir Th. More. In Latin from the ed. of march 1518, and in English from the first ed. of R. Robynson's transl. in 1551, with additional transl., introduction and notes by J. H. Lupton, Oxf., 1895; пер. на нем. яз. – Basel, 1524, нов. изд., Lpz., 1951; на франц. яз. – Р., 1550; лучший франц. пер. – Р., 1789; на итал. яз. – Venecia, 1548; на исп. – Cordova, 1637. Рус. пер. – Картина всевозможно лучшего правления или Утопия, СПБ, 1789; пер. Тарле Е. В., СПБ, 1901; пер. Генкеля А. Г., СПБ, 1903, 4 изд., X., 1923. Новейший пер. Малеина А. И. и Петровского Φ. Α., вступ. ст. Волгина В. П., 2 изд., М., 1953; Opera omnia, Fr./M.–Lpz., 1689; The workes, wrytten in English tongue, L., 1557, переизд. v. 1–7, L.–Ν. Υ., 1931; The correspondence of sir Th. More, Princeton, 1947.

Лит.: Энгельс Ф., Развитие социализма от утопии к науке, [M. ], 1953, с. 34; [без автора ], Т. Морус и его Утопия, "Библиотека для чтения", 1837, т. 24, раздел 3; Яковенко В. И., Т. Мор. Его жизнь и обществ. деятельность, СПБ, 1891; Виппер Р., "Утопия" Т. Мора, "Мир божий", 1896, No 3; Тарле Е. В., Обществ. воззрения Т. М. в связи с экономич. состоянием Англии его времени, СПБ, 1901; Каутский К. Т., Т. М. и его утопия, пер. с нем., М., 1924; Волгин В. П., Предшественники совр. социализма в отрывках из их произведений, ч. 1, М.–Л., 1928; История философии, т. 2, [М. ], 1941 (см. по указателю); Осиновский И. Н., Социально-политич. взгляды T. M., M., 1954 (автореферат); Mортон А. Л., Англ. утопия, пер. с англ., М., 1956; История философии, т. 1, М., 1957, с. 322–25, 339; Осиновский И. H., T. M. в англ. историографии XX в., в сб.: Ср. века, вып. 21, М., 1962, с. 262–75; Вridgett Τh. Ε., Life and writings of sir Th. More, L.–Ν. Y., 1891, нов. изд. – [Ann Arbor–L., 1962 ]; Hutton W. H., Sir Th. More, L., 1895; Dermenghem E., T. Morus et les utopistes de la Renaissance, P., [1927 ]; Rоuth E. M. G., Sir Th. More and his friends, L., 1934; Chambers R. W., The place of St. More in English literature and history, L., [1934 ]; его же, Th. More, 6 ed., L., [1938 ]; Sargent D., Th. More, Ν. Υ., [1948 ]; Sturm К., T. Morus, В.–Lpz., [1948 ]; Campbell W. E., Erasmus, Tyndalle and More, L., [1949 ]; Вattaglia F., Saggi sull "Utopia" di T. More, Bologna, 1949; Hexter J. H., More's Utopia. The biography of an idea, Princeton, 1952; Möbus G., Macht und Menschlichkeit in der Utopia des T. Morus, В., 1953; Zavala S., Sir Th. More in New Spain. A utopian adventure of the Renaissance, [L., 1955 ]; Surtz E., Praise of pleasure, philosophy, education and communism in More's Utopia, Camb. (Mass.), 1957; его же, The praise of wisdom; a commentary in the religious and moral problems and backgrounds of St. Th. More's Utopia, Chi., 1957; Sullivan F., Sullivan M. P., Moreana. 1478–1945. A preliminary check list of material by and about St. Th. More, Kansas City, 1946; Sullivan F., Sir Th. More, a first bibliographical notebook..., Los Angeles, 1953; Gibson R. W., St. Th. More: a preliminary bibliography of his works and of Moreana to the year 1750. With a bibliography of Utopiana, New Haven–L., 1961; Ρetsсh D., T. Morus, Warsz., 1962.

A. Горфункель. Ленинград.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое моp томас
Значение слова моp томас
Что означает моp томас
Толкование слова моp томас
Определение термина моp томас

Похожие слова

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):