Поиск в словарях
Искать во всех

Философская энциклопедия - морган льюис генри

Морган льюис генри

МОРГАН Льюис Генри

МО́РГАН Льюис Генри

(Morgan), (21 ноября 1818 – 17 дек. 1881) – амер. этнограф и историк первобытного общества. В 1841–43 изучал юриспруденцию. В 1844 поступил в адвокатуру в г. Рочестер, в к-рой состоял до конца жизни. В 1840 основал об-во "Великий орден ирокезов", имевшее целью изучение истории и культуры индейцев и оказание им помощи. С этого времени М. систематически посещал резервации ирокезов и изучал хозяйство, культуру и обществ. строй ирокезов. В 1847 М. был усыновлен племенем сенека. В 1851 издал кн.: "Лига ирокезов" ("League of the Ho-dé-no-sau-nee or Iroquois", нов. изд., т. 1–2, 1922). M. провел огромную работу по сравнению системы родства ирокезов и др. индейских племен, а позднее и др. народов мира. В 1871 в монографии "Системы родства и свойства человеческой семьи" ("Systems of consanguinity and affinity of the human family") M. показал, что номенклатуры родства отражают реальные родств. отношения далекого прошлого, древние формы брака и семьи и поэтому являются важным историч. источником. В 1875 М. был избран членом Нац. АН. В 1877 вышло основное соч. М. – "Древнее общество..." ("Ancient society or researches in the lines of human progress...", рус. пер. под назв. "Первобытное общество" – 1900, затем с правильным названием – 1934 и 1935). В 1879 М. был избран президентом амер. ассоциации для развития науки. Последние годы жизни М. занимался изучением жилищ индейцев ("Дома и домашняя жизнь амер. туземцев" – "Houses and house-life of the American aborigines", 1881; рус. пер. – 1934).

M. положил начало научной истории первобытного общества. Гл. причину прогресса человеч. общества он видел в совершенствовании материального произ-ва, хотя и понимал этот процесс только как историю отд. изобретений. "...Морган в Америке по-своему вновь открыл материалистическое понимание истории, открытое Марксом сорок лет тому назад, и, руководствуясь им, пришел, при сопоставлении варварства и цивилизации, в главных пунктах к тем же результатам, что и Маркс" (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с. 25).

Положит. значение для своего времени имела введенная М. периодизация (дикость, варварство, цивилизация с дальнейшей разбивкой этих крупных периодов на отд. ступени), основанная на развитии отд. элементов материальной культуры. Энгельс подчеркивал, что "Морган был первый, кто со знанием дела попытался внести в предисторию человечества определенную систему, и до тех пор, пока значительное расширение материала не заставит внести изменения, предложенная им периодизация несомненно останется в силе" (там же, с. 28).

Важной стороной социологич. концепции М. является его теория об историч., преходящем характере частной собственности, развитие которой "...тесно связано с увеличением числа изобретений и открытий..." (Μорган Л. Г., Древнее общество, Л., 1934, с. 315). М. нанес удар господствовавшим в бурж. науке взглядам о вечном и неизменном характере частной собственности и соответствующего ей общества. Вместе с тем М. не сумел глубоко вскрыть причины возникновения частной собственности, классов и гос-ва.

Ядром учения M. является обоснованная им на огромном фактич. материале теория об универсальности родовой организации и о едином пути развития человеч. общества, прошедшего через периоды матриархата и патриархата. Открытие М. универсальности материнского рода "...имеет для первобытной истории такое же значение, как теория развития Дарвина для биологии и как теория прибавочной стоимости Маркса для политической экономии" (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 22, с. 223). Теория М. сыграла большую роль в опровержении почти безраздельно господствовавшей до тех пор патриархальной теории (см. Патриархат). М. уделил также большое внимание вопросам развития брачно-семейных отношений, опроверг библейские представления об изначальности семьи, возглавляемой патриархами.

По его схеме брачные отношения прошли путь от промискуитета через групповой брак к моногамии, а последовательно сменявшими друг друга формами семьи были кровнородств. семья, пуналуа, парная и моногамная семья.

Вскоре после выхода в свет книги М. "Древнее общество" ею заинтересовался К. Маркс и в 1880–1881 составил ее конспект (К. Маркс, Конспект книги Льюиса Г. Моргана "Древнее общество", в кн.: Архив Маркса и Энгельса, т. 9, 1941). По словам Энгельса, Маркс собирался изложить результаты исследований М. в связи с выводами своего материалистич. изучения истории и "...только таким образом выяснить все их значение" (там же, т. 21, с. 25). В конспекте Маркс не только излагает взгляды М., но и критикует его по нек-рым вопросам, а в ряде пунктов существенно дополняет материалы М. Так, Маркс подчеркивает роль классовой борьбы в процессе становления государства, дополняет данные М. своими материалами о поздних формах общины у др. германцев и южных славян, вскрывает значение перехода от материнского к отцовскому счету родства как процесса распада родовой организации и показывает связь моногамной семьи с возникающими классовыми отношениями. Конспект К. Маркса был использован Ф. Энгельсом при написании книги "Происхождение семьи, частной собственности и государства".

Впоследствии работами У. Риверса, А. М. Золотарева и других, гл. обр. сов. ученых, взгляды М. подверглись дальнейшему уточнению. Так, были опровергнуты гипотезы М. о существовании кровнородств. семьи и о семье пуналуа как обязат. стадии в истории семейно-брачных отношений.

Устарели и нек-рые другие частные положения М. Прошедшая в начале 1950-х гг. дискуссия выявила значит. недостатки в периодизации М., напр. неуниверсальность нек-рых ее признаков. Но теории М. о материнском роде, о развитии брачно-семейных отношений от промискуитета через групповой брак к моногамии, а также и другие важнейшие положения успешно выдержали испытания времени.

Лит.: Маркс К., Конспект книги Л. Г. Моргана "Древнее общество", в кн.: Архив Маркса и Энгельса, т. 9, [М. ], 1941; Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и государства, в кн.: Маркс К., Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21; Косвен М. О., Энгельс и М., в сб.: Вопросы истории доклассового общества, М.–Л., 1936; Толстов С. П., К вопросу о периодизации истории первобыт. общества, "Сов. этнография", 1946, No 1, с. 25–30; его же, К. Маркс и Л. Г. М., там же, с. 243–247; Левин М. Г., История, эволюция, диффузия, там же, 1947, No 2, с. 235–40; Горбачева Н. П., К вопросу о пересмотре периодизации М., там же, 1952, No 1, с. 154–166; Косвен М. О., О периодизации первобытной истории, там же, No 3, с. 157–58; Πершиц А. И., Развитие форм собственности в первобытном обществе как основа периодизации его истории, там же, 1955, No 4, с. 18–32; Монгайт А. Л. И Першиц А. И., Нек-рые вопросы первобытной истории в сов. лит. послевоенных лет, "Вопр. истории", 1955, No 1; Семенов Ю. И., "Происхождение семьи, частной собственности и государства" Ф. Энгельса и совр. данные этнографии, "Вопр. философии", 1959, No 7; его же, Возникновение человеч. общества, Красноярск, 1962, с. 41–58; Stern В. I., L. Н. Morgan social evolutionist, Chi. (Ill.), [1931 ]; Resek K., L. H. Morgan, American scholar, [Chi., 1960 ].

Л. Файнберг. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое морган льюис генри
Значение слова морган льюис генри
Что означает морган льюис генри
Толкование слова морган льюис генри
Определение термина морган льюис генри
morgan lyuis genri это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):