Философская энциклопедия - неоконсерватизм
Неоконсерватизм
НЕОКОНСЕРВАТИЗМ — сложный и противоречивый конгломерат идей, принципов, норм, создающих разнообразные формы современной консервативной идеологии. Существуют две трактовки неоконсерватизма: 1) как современното консерватизма, приспосабливающего традиционные для него ценности и представления к реалиям постиндустриальной (позднеиндустриальной) эпохи, и 2) как идеологического течения, обогащающегося и развивающегося в процессе соперничества с либерализмом и социал-демократизмом. И в первом, и во втором случаях возникновение неоконсерватизма связывается с рубежом 60—70-х гг., когда ускорение темпов общественной жизни, нарушение в ней равновесия духовного и экологического начал, появление разнообразных проблем глобального масштаба поставили под сомнение приемлемость некоторых первичных ценностей индустриальной цивилизации, когда под непрестанным напором ускоряющт•ся перемен возник серьезный кризис в ориентациях, выразившийся в осложнении процессов социальной адаптации человека. В этих условиях неоконсерватизм сумел актуализировать те положения собственной идеологии, которые оказались созвучными потребностям людей в приобщении к начинающейся новой эпохе: приоритеты семьи и религии, моральной взаимоответственности гражданина и государства, уважение к закону, предпочтение крепкого государственного порядка и стабильности, сохранение универсальных нравственных установок, препятствующих духовному опустошению людских душ, и т. д.
Неоконсервативный ренессанс последних десятилетий способствовал значительным переменам в “теоретическом облике” традиционного консерватизма: — из противников научно-технического прогресса неоконсерваторы превратились в убежденных его сторонников, поскольку только с его помощью и можно обеспечить выживание человеческой цивилизации. Еще в 1973 Φ.-И. Штраус провозгласил на съезде Христианеко-социального союза, что быть консерватором означает “шагать во главе прогресса”; — во 2-й пол. 70-х гг. был развенчан тезис об “антитеоретическом” характере консервативного мышления, о неприятии идеологических теорий и концепций и поставлена задача идеологического перевооружения в связи с тем, что “неидеологическая политика — это безоружная политика”. Вместе с тем неоконсерватизм остался, по мнению Б. Зудвина, “своеобразным хамелеоном, поскольку его облик зависит от природы его врагов”; — современные консерваторы из признающих неотвратимость перемен превратились в инициаторов инновация, но без “антиисторической спешки — сверху” и не “методами толпы — снизу”. Г.-К. Кальтенбруннер утверждал в 1975, что “именно консерватор нашего времени знает, что не только многое изменилось, но и что многое нужно менять”; — неоконсерваторы по-новому сформулировали модель отношений между индивидом и обществом, гражданином и государством. В современных установках индивид должен прежде всего рассчитывать на собственные силы и локальную солидарность сограждан, в то время как государство, основываясь на моральных принципах сохранения целостности общества, должно обеспечивать необходимые гражданину жизненные условия на основе правопорядка, предоставляя ему возможность участвовать в организации институтов гражданского общества, сохраняя сбалансированность взаимоотношений общества с природой и т. д.; — неоконсерватизм сегодня выступает защитником частной собственности, свободного рынка, личной свободы индивида в обществе, но всегда подчиняет их требованиям стабильности и преемственности. Права человека рассматриваются при этом с точки зрения их естественного и социального обоснования;
— в этнокультурной сфере Неоконсерватизм исходит из убеждения, что под любым универсализмом скрывается тот или иной этноцеНтризм, навязывающий другим народам свои ценности и миропонимание, что каждый народ имеет Собственную историю, культуру, характер, психологию, традиции, обычаи, и только все они в совокупности составляют то, что принято считать человечеством.
Неоконсерватизм представляет собой многослойное и сложное образование, в котором соседствуют порой конфликтующие между собой идеи, концепции, установки и принципы. Как отмечал Л. Аллисон в 1984, консерваторы являются одновременно “индивидуалистами и Коллективистами, приверженцами авторитаризма и свободы, мистиками и разумными практическими людьми”. Разнородные и противоречивые идеи и рецепты решения возникающих ь современном мире проблем, выдвигаемые разными течениями неоконсервативного движения, делают Нелегкой задачу различения Соответствующих идейно-политических групп и течений. В большинстве случаев в этой связи выделяют: неоконсерваторов, новых правых, традИциоНалистских или патерналистских консерваторов. При этом определить тот рубеж, где начинается или где кончается тот Или иной вариант современного консерватизма, весьма сложно. Достаточно сказать, что в западной литературе существует серьезный разнобой в причислении к одному из указанных направлений Р. Рейгана, М. Тэтчер и Г. Коля, которых одни авторы называют неоконсерваторами, Другие — новыми Правыми, а первых двух нередко причисляют к консерваторам-радикалистам. Расхождения между известными разновидностями современного консерватизма коренятся не столько в исходных принципиальных установках, сколько в степени концентрации внимания на тех или иных аспектах. Это относится и к консерваторам-традиционалистам в их национальных вариантах — голлизму во Франции, торизму в Англии или социал-консерватизму в ФРГ. SO-e гт нашего столетия ознаменовались активизацией деятельности и усилением позиций консервативных сил в ведущих странах Запада. В 1983 был создан Международный демократический союз, объединивший консервативные партии Западной Европы, Республиканскую партию США, Либерально-демократическую партию Японии и австралийских консерваторов. М. Тэтчер приветствовала новый “консервативный интернационал как великое средоточие мысли и духа”.
М. А. Мунтян
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль.
Под редакцией В. С. Стёпина.
2001.