Философская энциклопедия - неоконфуцианство
Неоконфуцианство
НЕОКОНФУЦИАНСТВО
[лисюе — учение о законе, принципе (природы, неба), или син-ли сюе — учение о природе (человека, вещей) и законе (природы), а также дао сюе— учение о пути (в отличие от дао цзяо — даосизма)}, течение в кит. философии, возникшее при династии Сун (960—1279). В отличие от конфуцианства периода Хань (206 до н. э.— 220 н. э.), представители ?-poro занимались гл. обр. комментированием классич. текстов, сунские мыслители разрабатывали новые идеи и понятия, в первую очередь и—ли (должное и закон) и син—мин (природа и судьба); отсюда и назв. течения.
Предшественниками Н. были танские мыслители Хань Юй и Ли АО (772—841), защищавшие конфуцианство и направившие его на путь развития этики вместо спекулятивной метафизики. Основы Н. были залощены в 10—11 вв. «тремя учителями науки о естеств. законе» — Сунь Фу, Ху Юанем и Ши Цзе. Становление и развитие Н. связано с деятельностью Чжоу Дунъи, Чжан Цзая, бр. Чэн — Хао и И, Чжу Си, а также Юна и Лу Цзююаня, представляющих побочные линии развития Н. Благодаря им и их ученикам и приверженцам Н. стало доминирующим течением. В сунском Н. определились шесть гл. концепций, разрабатывавшихся разными философами, но общих для всей школы: великий предел (тайцзи; Чжоу Дунъи), принцип (ли-закон), материальная сила (ци, бр. Чэн), природа человека (Чжан Цзай), постижение природы вещей («исследование вещей», Чэн И), человеколюбие (жэнъ, Чжу Си). Вследствие близких личных отношений между северосунскими конфуцианцами (Чжоу, Чжан, бр. Чэн) не всегда можно точно установить авторство той или иной конкретной идеи. В Н. выделилось неск. школ: «Каотин» (Чжу Си и его ученики и последователи Цай Юаньдин, Хуан Гань и Чэнь Шунь), «Сяншань» (Лу Цзююань и его приверженцы Ян Цзянь и Вэй Ляовэн), особняком стоял Шao Юн. Однако важнейшей была школа Чэн—Чжу, т. е. бр. Чэн (особенно Чэн И) и Чжу Си; она доминировала в периоды династий Сун и Юань.
В период Юань (1280—1368), в условиях иноземного владычества, когда буддизм, а отчасти и даосизм пользовались покровительством монг. ханов — юань-ских императоров, Н. сумело сохранить свои позиции, выдвинуть таких философов, как Сюй Хэн (1209—81), У Чэн, Чэнь Юань (1256—1330) и даже выступить арбитром в споре между буддизмом и даосизмом. Новый расцвет Н. произошёл при династии Мин (1368—1644). Восстановление кит. государственности содействовало развитию конфуцианской идеологии. Уже в 1403 по приказу императора были переизданы конфуцианские канонич. книги с комментариями бр. Чэн, Чжу Си и их последователей. В 15—16 вв. выдвинулись такие мыслители, как У Юйби н Се Сюань, затем Чэнь Сянь-чжан, Чжань Жошуй, Ван Гэнь, Цзоу Шоуи, Ван Цзи, Лю Цзунчжоу (16—17 вв.) и самый знаменитый среди них Ван Янмин. Вместо составления очередных комментариев к классикам каждый из них старался разработать собств. подход к осн. проблемам учения;, были созданы центры филос. диспутов и обучения (самый известный — академия Душишь). Мыслители периода Цин (1644—1911) в значит. степени вернулись к филос. построениям периода Хань, комментаторской работе. Школа Чэн — Чжу пользовалась популярностью при династиях Мин и Цин вплоть до 1905, хотя в 15—16 вв. была отодвинута на задний план школой Лу — Ван, т. е. Лу Цзююаня — Ван Янмина. В 30-х гг. 20 в. идеи школы Чэн — Чжу явились исходной точкой филос. построений Фэн Юланя. Н. просуществовало вплоть до образования КНР в 1949.
Конрад Н. И., Философия кит. Возрождения (о сунской школе), в его кн.: Запад и Восток, М., 1972, с. 174—207; Буров В. Г., Мировоззрение пит. мыслителя 17 в. Ван Чуань-шаня, М., 1976, с. 39—68; Вruсе 3. P., Clm Hsi and his masters, L., 1923; Forke ?., Geschichte der neueren chinesischen Philosophie, Hamb., 1938; С hang С h i a s и n, The development of Neo-Confuciaii thought, v. l—2, N. Y., 1957—63; Wing-tsit Chan, Source book in Chinese philosophy, Princeton, 19G3; Sung biographies, ed. by II. Franke, Bd l, Wiesbaden, 1976.
Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.