Философская энциклопедия - неотомизм
Неотомизм
НЕОТОМИЗМ
филос. школа в католицизме, исходящая из учения Фомы Аквинского и являющаяся совр. этапом в развитии томизма. С 1879 Н. получил офиц. признание Ватикана (энциклика папы Льва XIII «Aeterni patris»). Наиболее известные представители Н.— Жильсон, Маритен, А. Сертийанж (Франция), В. Вруггер, А. Демпф, И. Лоц, М. Грабман, И. де Фриз (ФРГ), Д. Мерсье, А. Дондейн, Л. де Реймекер, Ф. ван Стенберген (Бельгия), У. Падовани, Ф. Ольджати, К. Фабро (Италия). Крупнейшими центрами по разработке и пропаганде Н. являются Высший институт философии при Лувенском университете (Бельгия), Академия св. Фомы в Ватикане, Парижский католич. институт, Католич, университет в Милане, Ин-т в Пуллахе (близ Мюнхена) и др. Н.одно из наиболее влият. течений в совр. бурж. философии, располагающее многочисл. институтами, издва-ми, журналами в ряде стран Европы и Америки.
Н. резко противостоит как материализму, так и субъективному идеализму. Он претендует на универсализм, объединение в целостном синтезе веры и разума, умозрения и эмпирии, созерцательности и практицизма, индивидуализма и соборности. Это объединение осуществляется в Н. на жёстко фиксированной догматич. основе, определяемой непререкаемостью и общеобязательностью для философии божеств. откровения: неотомистская философия является служанкой богословия. Основная задача философии усматривается в рациональном раскрытии и оправдании истин теологии. В соответствии с этим мир предстаёт в Н. как сотворённый богом и иерархически расчленённый на ряд ступеней, соотношение между которыми описывается на основе преобразованных Фомой аристотелианских моделей .
В рамках томистской классификации форм знания выделяется метафизика — первая философия. Объектом её и осн. принципом неотомисты считают чистое бытие (esse), которое отличается от сущего (ens): метафизика имеет дело с бесконечным, трансцендентным, умопостигаемым бытием. Сознавая, что из понятия чистого бытия невозможно вывести содержат. представление о реальном бытии и его законах и что необходимо устранить разрыв между конечным и бесконечным, имманентным и трансцендентным бытием, в последнем счёте — между богом и сотворённым им миром, неотомисты пытаются найти выход из этого противоречия в постулировании т. н. трансцендентальных понятий (единство, истина, благо, прекрасное), которые полагаются вместе с бытием и, в отличие от категориальных определений, не связаны с опытом. Др. формой устранения этого противоречия выступает в Н. учение об аналогии сущего (или аналогии бытия), обосновывающее возможность познания бытия бога из бытия мира, несмотря на принципиальное различие их природ (путём аналогии).
В основе онтологии Н.— учение об акте и потенции, согласно которому процессы возникновения тех или иных вещей или явлений трактуются как осуществление, актуализация потенций. Поскольку потенция рассматривается как чисто абстрактная возможность, бытие любой конечной вещи с т. зр. Н. может быть понято лишь как «участие» в бесконечном бытии бога, который является актуальным началом всего сущего.
Основу натурфилософии Н. составляет гилемор-физм — восходящее к аристотелизму учение о форме и материи, согласно которому материя является чисто пассивным началом и приобретает определ. вид благодаря нематериальной форме. Формы, актуализируя косную материю, создают всё многообразие материальных способов и видов бытия — от неорганич. мира до высшей ступени природного бытия — человека, формой и сущностью которого является нематериальная и потому бессмертная душа. Высшая форма (форма форм), согласно Н., не связана с материей. Она создаёт и первичную материю, и всё конкретное многообразие форм. Этой высшей формой является бог.
Расчленяя бытие на природное, или естественное, интенциональное и идеальное, или логическое, неотомисты утверждают, что субстанция, всеобщее бытие,
имеет разумную природу и может быть постигнута разумом. Смысл и назначение человеч. сознания — обнаружить трансцендентое в чувственно воспринимаемом. В отличие от сущности, существование всегда индивидуально, а индивидуальное не может быть предметом логич., рационального познания. Границей науч. познания Н. объявляет вопросы о сущности бытия, которые относит к сфере философии и теологии. Наука постигает вторичные причины и раскрывает лишь последовательность и внеш. связь событий, тогда как конечные лричины всего существующего относятся к свсрхъес-теств. порядку бытия, т. е. к богу. Человеч. интеллект, чтобы быть истинным, должен сообразовываться с божеств. интеллектом.
Личность в Н. есть незыблемая и самодеят. духовная субстанция. Атрибуты личности — свобода, самосознание, способность проявления в духовном акте, творч. возможности — получают, однако, своё ценностное подтверждение лишь в соотнесении с богом.
Человеч. общество в социально-политич. философии Н. понимается как естеств. общество; его осн. формы — семья, община, профессия, родина, государство. Частная собственность отождествляется в Н. с собственностью вообще, т. е. с присвоением человеком предметов природы. Различие между классами выводится из разделения труда и представляется в основе своей различием между профессиями. Согласно Н., существуют три типа отношений личности к обществу, связанных с социальной организацией: индивидуализм, коллективизм и солидаризм. Отвергая индивидуализм и коллективизм как ложные крайности, Н. пропагандирует так называемый солидаризм, обосновываемый христианским принципом любви к ближнему. На практике зто выливается в проповедь социального мира между классами.
Неотомисты активно выступают против диалектич. и историч. материализма, издают огромное количество «критич.» опусов, полемизирующих с философией марксизма.
Исследоват. центрами, ведущими борьбу против марксистской философии, являются Рус. институт в Ватикане и Ин-т Вост. Европы во Фрибуре (Швейцария), издающий спец. квартальный журн. «Studies in Soviet Thought».
После 2-го Ватиканского собора (1962—65), осуществившего перестройку католич. церкви, её «модернизацию», Н. испытывает всё большее влияние феноменологии, экзистенциализма, персонализма, эволюционно-спиритуалистического учения Тейяра до Шардена и др.
Миллеp Р., Личность и общество. К критике неотомистского понимания личности, пер. с нем., М., 1965; Mинкявичюс Я. В., Совр. католицизм и его философия, Вильнюс, 1905; Гараджа В. И., Н.—разум — наука, М., I960; Желнов М. В., Критика гносеологии совр. ?., ?., 1971; Быковский Б. Э., Эрозия «вековечной» философии. (Критика Н.), М., 1973; Dezza Р.. Alle origin! del neotomismo, Mil., 1940; Manser G., Das Wesen des Thomismus, Freib. (Schw.), 1949s; Wуsеr Р., Dar Thomismus, Bern, 1951 (лит.); Grеnet P., Le thomisme, P., 19562; Gelinas J. P., La restoration du thomisme sous Lion XIII et les philosophies nouvel-les. Wash., 1959; Actualite de St. Thomas, P.— Tournai — Rome, 1972.
К. M. Долгов.
Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.