Философская энциклопедия - николай ореm
Николай ореm
НИКОЛА́Й ОРЕ́M
(Nicole Oresme) (p. ок. 1320 – ум. 1382) – франц. ученый, богослов и философ, один из представителей номинализма. Учился и преподавал в Париже; с 1377 – архиепископ Лизьё (Нормандия), перевел на французский язык и снабдил комментариями ряд сочинений Аристотеля, положив начало науч. литературе на нац. языке. Гл. филос. произв. Н. О. – "Книга о небе и мире" ("Le livre d'Aristote appelle du Ciel et du Monde", 1377, опубл. в кн.: Mediaeval Studies, v. 3–5, Toronto–N.Y. – [a.o. ], 1941– 43) – является комментарием к Аристотелю. Принимая догматы религии, Н. О. исходил из возможности достижения гармонии разума и веры, однако не путем подчинения выводов науки и философии "истинам" откровения (что характерно для томизма), а отстаивая права разума и доказывая его способность постичь истину. Аристотель оставался для него высшим авторитетом в философии, что не мешало Н. О. в ряде случаев занимать критич. позицию по отношению к отд. выводам перипатетич. философии. Наука о природе должна основываться на чувственном опыте и наблюдении; однако понятие "опыт" еще не выделено Н. О. из общей суммы историч. фактов и фантастич. сведений, почерпнутых из литературы. Принимая акт творения мира богом, Н. О. считал, что в дальнейшем мир развивается по данным ему богом неизменным законам, и сравнивал Вселенную с заведенным часовым механизмом. Исходя из представления Аристотеля о конечной сферич. Вселенной, Н. О. считал, что вне ее существует некое "воображаемое пространство", пустое, бесконечное и неподвижное, отождествляемое им с богом. Эта идея выводила его космологию за пределы схоластич. схемы и прокладывала путь представлению о бесконечной Вселенной как атрибуте божества, воспринятому и развитому Николаем Кузанским и Бруно. В соответствии с этим Н. О. отвергал определение движения как перемещения тела по отношению к другому телу, считая, что движение следует соотносить с абсолютным, бесконечным и неподвижным пространством, и вводя, т.о., понятие абс. движения. Н. О. привел ряд доказательств в пользу теории суточного вращения Земли, подчеркивал важность математики для познания природы, применил метод, близкий методу координат, предвосхитив ряд положений аналитич. геометрии. Выступая против распространенных в его время суеверий, Н. О. опровергал астрологию.
В политико-экономич. трактатах Н. О. комментировал экономич. воззрения Аристотеля применительно к феод. экономике 14 в. ("Аристотеля политика и экономика" – "Aristote. Le livre de politique et еconomiques, traduit par Nicolas Oresme", P., 1489; новое изд. – "Le livre de yconomique d'Aristote", Phil.,1957) и разработал оригинальную теорию происхождения и сущности денег (см. "Traité de la première invention des monnoies", P., 1864, новое изд. – "The De moneta of Nicolas Oresme and English mint documents", L.– [a. o. ], 1956). Перевел "Этику" Аристотеля ("Decem libri ethicorum Aristoteles", P., 1488; новое изд. – "Le livre de éthiques d'Aristote", N. Y., 1940). Смелый в своих науч. догадках и предположениях, Н. О. ограничен в естеств.-науч. выводах из-за недостаточности материала и отсутствия экспериментального науч. метода. В философии 14 в. проявилось противоречие между потребностями развития естествознания и схоластич. методом, стоявшим на пути этого развития.
Соч. в рус. пер.: Трактат о конфигурации качеств, в кн.: Историко-математич. исследования, вып. 11, Μ., 1958 (отрывки из этого трактата см. вкн.: История эстетики, т. 1, Μ., 1962); Трактат о соизмеримости или несоизмеримости движений неба, в кн.: Историко-астрономич. исследования, вып. 6, М., 1960 (отрывки из этого трактата см. вкн.: История эстетики, т. 1, М., 1962).
Лит.: История философии, т. 1, [М. ], 1940, с. 479; Зубов В. П., Трактат Н. О. "О конфигурации качеств", в кн.: Историко-математич. исследования, вып. 11, М., 1958; его же, Н. О. и его математико-астрономич. трактат "О соизмеримости или несоизмеримости движений неба", в кн.: Историко-математич. исследования, вып. 6, М., 1960; его же, Пространство и время у парижских номиналистов XIV в., в сб.: Из истории франц. науки, М., 1960; его же, О некоторых математич. трудах Н. О., в сб.: История физико-математич. наук, [вып. 9 ], М., 1960, с. 343–49 (Труды ИИЕТ, т. 34); Borchert Ε., Die Lehre von der Bewegung bei Nicolaus Oresme, Münster, 1934; Maier Α., Die Vorläufer Galileis im 14. Jahrhundert, [2 Aufl. ], Roma, 1949, S. 3, 21–24, 98, 101–03, 123–31, 137–38; его же, Zwei Grundprobleme der scholastischen Naturphilosophie, 2 Aufl., Roma, 1951, S. 81–87, 89–109, 236–58, 264–70; его же, An der Grenze von Scholastik und Naturwissenschaft, 2 Aufl., Roma, 1952, S. 122–25, 129–33, 171–72, 203–06, 214–18, 246–49, 270–353; его же, Metaphysische Hintergründe der spätscholastischen Naturphilosophie, Roma, 1955, S. 18, 27 ff, 218, 346; Сооpland G. W., N. Oresme and the astrologers, Liverpool, 1952; Pedersen O., N. Oresme og hans naturfilosofiske system. En undersøgelse af hans skrift "Le livre du ciel et du monde", Kbh, 1956.
A. Горфункель. Ленинград.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.