Философская энциклопедия - “органон”
“органон”
“ОРГАНОН” (греч. όργανον, лат. organum — орудие, инструмент) — общее название логических сочинений Аристотеля. Принято считать, что поздняя античность усвоила это название вслед за первым издателем и комментатором Аристотеля Андроником Родосским (1 в. до н. э.), который поместил в своем издании логические сочинения в начале корпуса и назвал их “инструментальными книгами” (οργανικά βιβλία), опираясь на то, что Аристотель подчеркивал пропедевтическую функцию логики относительно других наук (Top. 108b9; Met. IV, 3, 1005b3-5; IV, 4, 1006а5-7). Композиционным принципом Андроника было расположение трактатов соответственно увеличивающейся сложности их содержания: в “Категориях” Аристотель анализирует отдельное слово, в “Герменевтике” — простое предложение, в “Первой аналитике” представлено учение о силлогистическом выводе, во “Второй аналитике” — о научном доказательстве, в “Топике” описывается диалектический диспут, а заключительные слова последней книги (IX, 34,183a37—184b9) относятся ко всему “Органону”.
В настоящеее время считается установленным, что (1) все трактаты “Органона” подлинны; (2) все они — частично авторские записи к лекциям, частично конспекты лекций, составленные слушателями, но просмотренные, исправленные и дополненные самим Аристотелем; (3) все трактаты неоднократно переделывались с учетом новых результатов, полученных Аристотелем, т е. содержат разновременные хронологические пласты.
Существует несколько различных схем относительной хронологии сочинений “Органона”. Однако наиболее вероятным представляется, что “Органон” был написан в академический период жизни Аристотеля в последовательности: “Категории”, “Об истолковании”, “Топика” (Il—Vil, VIII, I, К) и “Аналитики”. Возможно, что работа над некоторыми главами разных сочинений велась параллельно.
Известно около 250 средневековых греческих рукописей “Органона” (полных или частичных), а также латинские, арабские, сирийские и армянские переводы. Editio princeps “Органона” вышло в издательстве Альда Мануция (Венеция, 1495). Состав “Органона”: 1) “КАТЕГОРИИ” (Κατεγορίαι, Praedicamenta). В тракгатеописываются самые общие предикаты (категории), которые можно высказать о любом объекте: сущность, количество, качество, отношение, место, время, положение, обладание, действие, претерпевание (подробнее см. “Категории”). В Античности, Средние века и эпоху Возрождения “Категории” комментировались огромным количеством авторов. Значительное влияние на схоластическую философию оказала аристотелевская идея о различении первичных и вторичных субстанций (первых и вторых сущностей). Сохранились греческие комментарии неоплатоников: Порфирия (во “Введении” к “Категориям” Аристотеля Порфирий намечает иерархическую схему классификации категорий, представленную потом в виде “древа” (arbor Porphyriana); Порфирий составил также комментарий на “Категории” в диалогической форме; тексты Порфирия послужили одним из отправных элементов в формировании средневековой проблематики о природе общих понятий (universalia); далее — Аммония, Симпликия (предпринял попытку интерпретировать “действие” и “претерпевание” как частный случай категории “отношение”); Олимпиодора, Филопона и Элия. Большое количество комментариев на этот текст утрачено, в т. ч. комментарий римского стоика Корнута (1в.; подчеркивал параллелизм между категориями Аристотеля и грамматическими элементами греческого языка).
2) “ОБ ИСТОЛКОВАНИИ” (Περί έρμενείας, De interpretatione). Русский перевод Э. Л. Радлова (1891). Русское название этого трактата представляет собой кальку с его латинского заглавия. Оно лишь приблизительно соответствует греческому оригиналу: собственно “о [языковом] выражении [мысли]”. Западноевропейские ученые называют этот трактат “Герменевтикой”. Трактат излагает теорию суждения, которая может рассматриваться как семиотическая основа ассерторической и модальной силлогистик. Сохранились комментарии на “Герменевтику” неоплатоников Аммония и Стефана Александрийского.
3) “ПЕРВАЯ АНАЛИТИКА” (Αναλυτικά πρότερα, Analytica priera) (2 книги). Аристотель излагает здесь теорию аналитического силлогизма и описывает аксиоматизированные системы ассерторической и модальной силлогистик. Система Аристотеля использует 3 силлогистические фигуры из 4-х фигур традиционной логики. Кроме того, здесь описываются некоторые недедуктивные способы рассуждения: индукция, доказательство от примера, отведение.
“Вторая аналитика” ('Αναλυτικά υστέρα, Analytica posteriora) (2 книги). Русские переводы “Аналитик”: Н. Н. Ланге (1891—1894), Б. А. Фохта (1952). Излагаются основы методологии доказывающих (дедуктивных) наук, основы теории доказательства и теории дефиниции. Теория дефиниции опирается на более раннее учение о предикабилиях, изложенное в “Топике”. Различением “Первой” и “Второй аналитики” мы обязаны, по-видимому, Андронику. Сам Аристотель все четыре книги цитирует под общим названием “Аналитика”. Наиболее известные античные комментаторы “Аналитик”: Александр Афродисшский (характерно толкование стоической пропозициональной логики в качестве своеобразной метасистемы по отношению к аристотелевской силлогистике), Фемистий (составил парафраз “Второй аналитики”, отделив аристотелизм от платонических напластований), Иоанн Филопон (в его комментарии, вероятно, впервые для иллюстрации силлогистических закономерностей применяются идеографические средства (незамкнутые дуги); для его комментария ко “Второй аналитике” характерна тенденция преодолевать логико-гносеологические трудности за счет семиотике-грамматических диетинкций). Проб (его комментарию принадлежит важная роль в процессе проникновения и распространения теорий “Аналитик” на Востоке), Аммоний (подразделяет силлогизмы на категорические, гипотетические и получающиеся посредством присоединения к посылке дополнительного предложения). В Западной Европе “Аналитики” стали известны лишь в 12 в., когда был опубликован их перевод на латинский язык.
4) “ТОПИКА” (Τοπικά, Topica) (8 книг). В трактате излагается методология античной диалектики, существовавшей в таких формах, как диалектика спора и исследование научных проблем посредством выявления и разрешения трудностей (апорий). Аристотель выявляет общую логическую основу различных практических применений диалектики и создает т. о. новую научную дисциплину (подробнее см. “Топика”). Из многочисленных греческих комментариев к “Топике” сохранились комментарии Александра Афродисийского.
“О софистических опровержениях” (Περί σοφιστικών ελέγχων, De sophisticis elenchis). Это не самостоятельный трактат, а К книга “Топики”. Классификация софизмов и паралогизмов в К книге тщательно изучалась в Средние века и почти полностью вошла в учение традиционной логики о т. н. логических ошибках. С современной точки зрения особое значение имеет анализ парадокса о лжеце (180а35—Ь7), фактически стимулировавший возникновение в Средние века логических трактатов на тему “de insolubьibus” (о неразрешимых предложениях, в которых первоначально рассматривалась проблема семантических антиномий).
Библ.: During I. Aristoteles. Hdlb., 1966; Brandis Chr. Über die Reihenfolge der Bücher des aristotelischen Organons. B., 1833. “ОБ ИСТОЛКОВАНИИ”: Brandt R. Die aristotelische Urteilslehre. Untersuchungen zur “Hermeneutik”. Marburg, 1965; Hinlikka K.J. Time and Necessity. Studies of Aristotle's Theory of Modality. Oxf., 1973. “АНАЛИТИКИ”: Лукасевич Я. Аристотелевская силлогистика с точки зрения современной формальной логики. М., 1959; BeckerA. Die aristotelische Theorie der Möglichkeitsschlüsse. B., 1933; PatygG. Die aristotelische Syllogistik. Logisch-philologische Untersuchungen über das Buch A der 'Ersten Analytiken'. Gott., 1969; Ebbinghaus K. Ein formales Modell der Syllogistik des Aristoteles. Gott., 1964. См. также лит. к ст. “Категории”, “Топика”.
Е. Г. Парфенова
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль.
Под редакцией В. С. Стёпина.
2001.