Философская энциклопедия - паривраджаки
Паривраджаки
ПАРИВРАДЖАКИ (санскр. parivrajaka, nannparibbajaka— пилигримы) — группы странствовавших полумонахов, сыгравшие значительную роль в формировании интеллектуальной атмосферы шраманской эпохи индийской истории. О паривраджаках сообщают тексты Палийского канона. Некоторые из них примыкали к “диссидентствующим” учителям антибрахманистской ориентации, другие — к брахманистам. Вторые были объединены в малоорганизованные группы, собиравшиеся на “сессии” в дождливый сезон в пещерах и “павильонах”, специально сооружавшихся для них некоторыми правителями. На своих “конференциях” они энергично обсуждали как сотериологические, так и связанные с общественной жизнью “мирские” проблемы. Среди брахманистских паривраджаков были учителя пояитологии (традиция “Артхашастры”), что в сочетании с профессиональным освоением диалектической техники сближает их с греческими софистами. Паривраджакам принадлежала заслуга канонизации основных 10 топиков дискуссий начального периода индийской философии: можно ли считать мир безначальным? имеющим начало? бесконечным? конечным? душу и тело идентичными? различными? “совершенного” после смерти существующим? несуществующим? и тем и другим? ни тем, ни другим? Именно эти вопросы задавали Будде знаменитые паривраджаки Ваччхаготта и Поттхапада; последний предложил ему и иерархию материального, полуматериального и нематериального “слоев” индивида. Др. проблемы, обсуждавшиеся паривраджаками, — причины возникновения и “затухания” состояний осознания индивида (sannв) и их соотношение со знанием (папа). Паривраджаки брахманистской ориентации интересовались и проблемами “практической философии”. Так, Уггахамана задавался вопросом об определении того, кто “осуществил” все благо (sampannakusala), Самандака исследовал природу счастья и несчастья, а близкий к нему Тимбарука — их причины.
В. К. Шохин
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль.
Под редакцией В. С. Стёпина.
2001.