Поиск в словарях
Искать во всех

Философская энциклопедия - первобытное человеческое стадо

Первобытное человеческое стадо

ПЕРВОБЫТНОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ СТАДО

ПЕРВОБЫТНОЕ ЧЕЛОВЕ́ЧЕСКОЕ СТА́ДО

первонач. человеч. коллектив, непосредственно сменивший зоологич. объединение ближайших предков человека – предлюдей. Основой превращения стада животных предков человека в П. ч. с. было зарождение и развитие производств. деятельности. П. ч. с. – переходная форма между зоологич. объединением и первобытной родовой коммуной, сочетавшей в себе черты как первого, так и второй. Временем существования и развития П. ч. с. был ранний, или нижний, палеолит, к-рый охватывает почти миллион лет. На грани раннего и позднего палеолита произошла смена П. ч. с. сформировавшимся обществом. Развитие П. ч. с. шло необычайно медленно. Развивавшаяся производств. деятельность приходила в противоречие с во многом еще животной морфофизиологич. организацией первых людей, требовала ее перестройки. В процессе становления человеч. общества происходила борьба социального и биологического, обуздание "зоологич. индивидуализма" становящимися производств. отношениями и формирующейся как их концентрированное выражение коллективной волей, моралью. В течение раннего палеолита произошло превращение людей типа питекантропов в неандертальцев, а эти последние на грани раннего и позднего палеолита превратились в людей совр. физич. типа (Homo sapiens). Эпоха П. ч. с., являясь периодом становления общества (социогенеза), одновременно была периодом становления человека (антропогенеза), эволюции человека как биологич. вида. В этом качеств. отличие П. ч. с. от сложившегося общества, в к-ром переход от одной общественно-экономич. формации к другой не предполагает и не требует изменения физич. типа человека.

В эволюции П. ч. с. предположительно можно выделить два осн. этапа, первый из к-рых охватывает дошелль, шелль, ранний ашель – время питекантропов и сходных с ними форм, а второй – поздний ашель и мустье – время неандертальцев. Переход от первого ко второму характеризуется сдвигом в развитии каменной техники, возрастанием роли охоты, превратившейся в гл. источник существования формирующихся людей, овладением способами добывания огня, изменением физич. типа человека и соответственно крупным переломом в становлении обществ. отношений. Перелом этот выразился, в частности, в ограничении промискуитета. Имеются основания полагать, что с переходом ко второму этапу в П. ч. с. возникает и укрепляется сначала запрет каннибализма, а затем и вообще убийства членов своего коллектива. Наряду с запретами, табу, появляются и получают развитие позитивные нормы поведения, в частности предписывающие заботу о всех членах коллектива и уравннт. распределение пищи. Происходит осознание единства всех членов П. ч. с., причем скорее всего в форме тотемизма. К этому же времени, вероятно, относится появление зачатков магии.

В ходе дальнейшего развития П. ч. с. социальные отношения все в большей степени вытесняли остававшиеся беспорядочными половые отношения из коллектива. Возникают системы, состоящие из двух взаимнобрачащихся первобытных стад – дуально-стадные организации. Каждое из стад становится коллективом, между членами к-рого половые отношения воспрещены, т.о. экзогамным коллективом, родом; соответственно, дуально-стадная организация превращается в дуально-родовую. Род является первым коллективом, в основе к-рого лежали лишь социальные отношения.

По вопросу о месте П. ч. с. в истории человечества в сов. науке существуют две т. зр. Господствующим является взгляд на эпоху П. ч. с. как па начальный этап первой – первобытнообщинной формации. В последние годы отд. ученые, исходя из установленного наукой факта, что эпоха П. ч. с. является периодом формирования человеч. общества, пришли к выводу, что качеств. грань, отделяющая П. ч. с. от родового общества, является более глубокой, чем рубежи между общественно-экономич. формациями. История человечества в соответствии с такой т. зр. делится на историю П. ч. с. (период формирования общества) и историю уже сформировавшегося общества, а первой общественно-экономич. формацией является родовое общество.

Лит. см. при ст. Первобытнообщинная формация.

Ю. Семенов. Рязань.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое первобытное человеческое стадо
Значение слова первобытное человеческое стадо
Что означает первобытное человеческое стадо
Толкование слова первобытное человеческое стадо
Определение термина первобытное человеческое стадо
pervobytnoe chelovecheskoe stado это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):