Философская энциклопедия - пирсон
Пирсон
ПИРСОН
(Pearson), Карл (Чарлз) (27 марта 1857 – 17 апр. 1936) – англ. философ-позитивист, математик и биолог. Учился в Кембридже, Гейдельберге и Берлине. С 1884 – проф. математики, а затем евгеники Лондонского ун-та. По филос. воззрениям – субъективный идеалист. "С материализмом... Пирсон воюет самым решительным образом..." (Ленин В. И., Соч., т. 14, с. 40). Осн. филос. произв. П. – "Грамматика науки" ("Grammar science", 1892, рус. пер., СПБ, [1911]), представляющее собой "... критику основных понятий современной науки..." (указ. соч., с. 10). П. объявил метафизикой всякое признание объективного существования вещей за пределами чувств. восприятий. Продолжая линию Беркли и Юма, П. настаивал на тезисе, что человеку доступен лишь мир чувств. восприятий. Внешний мир – проекция во вне мира сознания, он является "...чистым продуктом нашей рассудочной способности" (там же, с. 216). Наука, согласно П., это идеальное описание и классификация наших восприятий, теория символов, экономизирующих мышление, а "...не объяснение чего бы то ни было" (там же, с. 245). Это стремление П. свести науку к описанию восприятий сливается с движением к "описательной физике", представленным Клиффордом, Герцем и др. Понятия, к-рыми оперирует наука, – материя, закон, причинность, атом, пространство и т.д., – по П., лишь конструкции, создаваемые для описания и классификаций наших ощущений. Объективные законы действительности превращаются, т.о., лишь в отражение собств. логики человека. Решит. критике филос. концепцию П. подверг Ленин. Проводя мысль о том, что реальность – это лишь проекция чувств. восприятий, П. вместе с тем не сомневался в связи мышления с мозгом как материальным субстратом. "И противоречие между этим тезисом (единственно соответствующим науке) и исходным пунктом его философии осталось обнаженным, бросающимся в глаза" (Ленин В. И., Соч., т. 14, с. 80). Столь же противоречиво и доказательство П. реального существования других людей: "...раз реально чужое сознание, значит, допускается существование и других людей вне меня" (там же, с. 84). Этот вывод П. никак не сообразуется с его солипсизмом.
Отвергая христ. мораль, как основанную на слепом религ. чувстве, П. полагает, что нравств. поведение и приближение к нравств. идеалу возможно лишь на основе науч. познания и интеллектуального прогресса. П. пропаганди-ровал под видом социализма моральное совершенствование людей, связанное с евгеническим улучшением человеч. рода.
Соч.: The ethics of free thought, L., 1888; The chances of death and other studies in evolution, v. 1–2, L., 1897; Natural life from the standpoint of science, L., 1901; The life, letters and labours of Francis Galton, v. 1–4, Camb., 1914–30.
А. Огурцов. Москва.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.