Философская энциклопедия - пракашатман
Пракашатман
ПРАКАШАТМАН (санскр. Prakдsatman) (др. имена — Свапракашанубхава, Пракашатмаяти) (кон. 12 — нач. 13 в.) — индийский философ и теолог, последователь адвайта-веданты и основатель одного из главных течений в послешанкаровой адвайте — школы виварана. Школа виварана получила название по одному из центральных произведений Пракашатмана — “Панча-падика-виварана” (“Толкование пятиглавия”); это комментарий на произведение Падмапады “Панча-падика”, которая в свою очередь является субкомментарием на Комментарий Шанкары к “Брахма-сутрам”. Был непосредственным учеником адвайтиста Ананьянубхавы. Пракашатман прославился активной полемикой с махаянистскими направлениями буддизма; в отличие от буддистов он считает, что сам факт узнавания, или припоминания (пратьябхиджня), человеком себя как субъекта познания уже предполагает некую непрерывность и согласованность феноменов, а значит, и относительную самодостаточность эмпирического мира. Антимахаянистская направленность учения Пракашатмана приводила к тому, что маня в нем переставала рассматриваться как “космическая иллюзия”, но начинала приобретать известную самостоятельность, все больше напоминая первоматерию (Пракрити) в системе санкхья. В своих взглядах на природу индивидуальной души Пракашатман склонялся к доктрине бчмба-пратчбчмба-вада (учение об образе и прообразе), поскольку она предполагает отражение высшего Брахмана в относительно самостоятельном и реальном зеркале майи. Последователям.”! Пракашатмана были адвайтисты Шрихарша, Читсукха и др.
Соч.: Pancдpдdika-vivaana.— “Vizianagram Sanskrit Series”, N 5, v. 1—3. Лит.: Cammann K. Das System des Advaita nach der Lehre des Prakasämans. Wiesbaden, 1965.
Я. В. Исаева
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль.
Под редакцией В. С. Стёпина.
2001.