Философская энциклопедия - пратьябхиджня
Пратьябхиджня
ПРАТЬЯБХИДЖНЯ (санскр. pratyabhffiд — узнавание) — один из ключевых терминов индийской философской традиции, впервые введенный грамматистом и ведантистом Бхартplixapit в трактате “Вакмпадия”. Пратьябхиджня более всего напоминает здесь платоново “припоминание” (άνάμνησις): с точки зрения Бхартрихари, всякое знание уже латентно присутствует в сознании того, кто слушает, а произнесенное речение лишь косвенно способствует постижению смысла в мгновенной вспышке интеллектуальной интуиции. В традиции веданты это означает, что “освобождение” уже изначально заложено в самой природе сознания и важно лишь внезапно осознать в себе эту сущность, вечно пребывающую внутри каждого живого существа. Особую роль понятие “Пратьябхиджня” стало играть в учениях кашмирского шиваизма. В системе Абхинавагупты Пратьябхиджня рассматривается как требование, вменяемое адепту (садхака): сам Шива должен быть внезапно “узнан”, “припомнен” как та внутренняя сущность в сердце адепта, которая составляет не только основание его сознания, но и абсолютное обещание освобождения. В узком смысле слова “Пратьябхиджня” — название одной из школ в рамках кашмирского шиваизма. Базовым текстом школы считаются “Ишвара-пратьябхиджня-карики” (“Карики об узнавании Господа”), написанные в нач. 10 в. Утпаладевой и позднее прокомментированные Абхинавагуптой.
Н. В. Исаева
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль.
Под редакцией В. С. Стёпина.
2001.