Поиск в словарях
Искать во всех

Философская энциклопедия - рерих елена ивановна

Рерих елена ивановна

РЕРИХ Елена Ивановна

РЕРИХ Елена Ивановна

РЕРИХ (урожд. Шапошникова) Елена Ивановна (псевд. Н. Рокотова, Т. П. Сундри, К. Сент-Илет) (12 февраля 1879, Петербург — 5 октября 1955, Калимпонг, Индия) — философ, публицист, культуролог. Талантливая пианистка, выступала с сольными концертами. Встреча с Н. К. Рерихом (1899) и замужество (1901) определили всю ее дальнейшую жизнь. С 1916 живет в Финляндии, в 1918 уезжает в Европу, а затем в Америку (1920—23). В 1923 — в Индии. Интерес к восточным культурно-религиозным традициям оформился в кн. “Основы буддизма” (1927), “Криптограммы Востока” (1929), “Знамя преподобного Сергия Радонежского” (1934). Участвует наравне с Н. К. и Ю. Н. Рерихами в Центральноазиатской экспедиции. В 1928 семья поселяется в долине Кулу; тогда же открывается Институт гималайских исследований “Урусвати”, почетным президентом-основателем которого становится Е. Рерих. “Урусвати” (Утренняя Звезда) — сакральное имя самой Рерих, данное ей Учителями. Ведет в журн. “Оккультизм и Йога” (Белград, с 1933) рубрику “Свободная трибуна” (последняя статья вышла в 1956). В 1934—36 имела место переписка Е. Рериха с президентом США Ф. Д. Рузвельтом, в которой обсуждались проблемы международных отношений (в т. ч. США и России). Во время сборов к возвращению на Родину умирает Н. К. Рерих (1947). Власти СССР отказали Рерих во въездной визе. Последние годы жизни провела в Калимпонге (с 1947). Центральный труд семьи Рерихов, в создании которого Е. Рерих принадлежит ведущая роль, — “Агни-Йога” (“Живая Этика”). Этот фундаментальный труд состоит из 15 книг. Его основной задачей Рерих считала “провозвестие” грядущего нового мира, пробуждение находящегося в глубоком кризисе человечества от ментальной и духовной летаргии. Философским основанием концепции Рерих являются традиции восточных мистических учений, эзотерических школ (теософии, каббалы, герметизма, гностицизма), а также духовное ядро христианского вероучения, во многом утерянное последующей церковной традицией. Сокровенный смысл наиболее глубоких духовных учений является единым. Непосредственным источником откровений *Агни-Йоги” явилось учение махатм — духовных учителей человечества, достигших более высокой ступени эволюции и полностью реализовавших свою низшую (физическую) и высшую (духовно-ментальную) природу. Философия Рерих пронизана духом творчества новой реальности, нового “этического космоса”, в котором рассудочное сознание уступает место “сознанию-бытию”, “всесознанию-сердцу” (Сердце. Новосибирск, 1990). Центральное место в эволюции планетарного человечества Рерих отводила России, “стране грядущего”. Антропология “Агни-Йоги” описывает уровни микрокосмоса и макрокосмоса как субординированные, от высших к низшим: Дух (Атма), Духовная Душа (в отличие от животной), высший разум человека — Манас, психоментальное тело, жизненный принцип (прана), физическое тело. Различается “индивидуальное” (бессмертное) начало человека и “личное”, преходящее, эгоистическое; только первое способно извлечь сакральную информацию о реальном состоянии мира. Путь учения — последовательная психодуховная самотрансформация, но он исключает аскезу, магию. В космологической доктрине Рерих сформулированы категории энергетического мировоззрения: беспредельность, психическая энергия, огненная духовность, космический ритм и др. Огненная психическая энергия — изначальная (все остальные — разновидности ее). Космическая Этика является системообразующим фактором космоса (воля, напр., как нравственное и энергетическое начало, есть атрибут беспредельности наряду с пространством, вечностью и движением). Эволюция человека ведет к осознанию экзистенциальной сущности трех миров: физического, “тонкого” (астрально-психологического) и духовного (“огненного”). Умение воспринимать их через развитие собственных высших центров, аналогов неуничтожимого бытия, и есть задача нового этапа, а путь ученика выступает здесь как “путь сердца”, в отличие от “пути ума”.

Соч.: Листы сада Мории, ч. 1. Зов. Париж, 1924; Листы сада Мории, ч. 2. Озарение. Париж, 1925; Обшина. Рига, 1926; Знаки Агни-Йоги. Рига, 1929; Беспредельность, ч. 1—2. Париж, 1930; Иерархия. Париж, 1931; Сердце. Париж, 1932; Мир Огненный, ч. 1. Париж, 1933; ч. 23. Рига, 1934-35; АУМ. Рига, 1936; Братство. Рига, 1937; Знамя преподобного Сергия Радонежского, 2-е изд. М., 1991; Агни-Йога, т. 1—3. Самара, 1992; Криптограммы Востока. М., 1992; Письма Елены Рерих, т. 1—2. Минск, 1992; т. 3. Новосибирск, 1993; У порога нового мира. М., 1993.

Лит.: Ключников С. Ю. Провозвестница эпохи огня. Новосибирск, 1991.

Е. В. Зорина

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль.

Под редакцией В. С. Стёпина.

2001.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое рерих елена ивановна
Значение слова рерих елена ивановна
Что означает рерих елена ивановна
Толкование слова рерих елена ивановна
Определение термина рерих елена ивановна
rerih elena ivanovna это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):