Поиск в словарях
Искать во всех

Философская энциклопедия - сен-maptеh

Сен-maptеh

СЕН-MAPTЕH

СЕ́Н-MAPTЕ́H

(Saint-Martin), Луи Клод де (18 янв. 1743 – 13 окт. 1803) – франц. философ-мистик, теософ. Под влиянием работ мистика Мартинеса Паскуалиса, Бёме и Сведенборга воспринял идеи древневосточного, античного и ср.-векового мистицизма. Начиная с первой своей книги "О заблуждениях и истине" ("Des erreurs et de la vérité, ou les Hommes rapplés au principe universel de la science", Edimbourg [i. e. Lyon], 1775) C.-M. боролся против материализма и атеизма франц. просветителей, в то же время отрицательно относясь к офиц. религ. идеологии. Существование бога для С.-М. – это истина, к-рую каждый человек открывает в своей душе. Духовный и физич. мирэманация бога; между богом и природой, в порядке убывающего совершенства, находится множество промежуточных видов бытия. Материя сама по себе есть иллюзорное бытие, существующее лишь в человеч. восприятии; она есть внешняя оболочка физич. тел, сущностью к-рых являются активные духовные центры, напоминающие монады Лейбница. Пантеизм С.-М. носит идеалистич. характер. Человек, по С.-М., состоит из духовного и материального начал; его страдания, невежество и несовершенство доказывают, по С.-М., что совр. человек – это существо, к-рое деградировало в результате отпадения от бога. Акт отделения от бога породил зло, к-рое прекратится, когда все виды бытия воссоединятся с богом. Для человека эта высшая моральная цель достигается путем отрешения от всего чувственного и материального. С.-М. отрицал естеств. происхождение языка, права, общества, видя в них результат божеств. деятельности. История развертывается по планам провидения, и франц. революция в изображении С.-М. – это предусмотренное богом наказание за грехи духовенства и монархов; идеи революции ложны, но она сделала благое дело, искупив кровью невинных прежние грехи и подготовив почву для будущего, к-рое рисовалось С.-М. как соединение людей с божеством на основе теократич. принципа; демократич. и республиканские идеалы он решительно осуждал. Взгляды С.-М. оказали влияние на масонов (в частности в России), иллюминатов, на формирование идеологии Реставрации (де Местр, Бональд, Шатобриан и др.), отбросившей в них то, что расходилось с христ. ортодоксией, и сохранившей все, что было направлено против материализма и атеизма.

Соч.: Tableau naturel des rapports qui existent entre Dieu, l'homme et l'univers, pt. 1–2, Edimbourg [i. e. Lyon], 1782; L'homme de désir, [Lyon, 1790]; Ecce homo, P., [1796]; Le nouvel homme, P., [1796]; Le crocodile, ou la guerre du bien et du mal, P., [1796]; De l'esprit des choses..., v. 1–2, P., [1800]; Le ministère de l'homme-esprit, P., [1802]; Oeuvres posthumes, v. 1–2, Tour, 1807; Des nombres, P., 1843; Gnostiques de la Révolution. Claude de Saint-Martin et Fabre d'Olivet. Oeuvres, choisies et intr. par A. Tanner, t. 1, P., 1946; Mon portrait historique et philosophique 1789–1803, P., [1961].

Лит.: Леман Б., С.-М., неизвестный философ..., M., 1917; Gencе J. В. M., Notice biographique sur L. C. de Saint-Martin..., P., 1824; Сaro Е. M., Du mysticisme au XVIII siècle. Essai sur la vie et la doctrine de Saint-Martin, P., 1852; Matter A. J., Saint-Martin le philosophe inconnu..., P., 1862; Franck Α., La philosophie mystique en France à la fin du XVIII siècle. Saint-Martin et son maître Martinez Pasqualis, P., 1866; Claassen J., Ludwig von Saint-Martin. Sein Leben und seine theosophischen Werke in geordnetem Auszuge, Stuttg., 1891; Viatte Α., Les sources occultes du romantisme, illuminisme-théosophie, 1770–1820, v. 1–2, P., 1928; Waite A. E., Three famous mystics, L., [1939].

В. Кузнецов. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое сен-maptеh
Значение слова сен-maptеh
Что означает сен-maptеh
Толкование слова сен-maptеh
Определение термина сен-maptеh
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):