Философская энциклопедия - сент-эвремон
Сент-эвремон
СЕНТ-ЭВРЕМО́Н
(Saint-Évremond), Шарль де (1 апр. 1610 – 29 сент. 1703) – франц. вольнодумец, писатель, поэт, лит. критик, историк, философ-моралист.
Филос. идеи С.-Э. складывались под влиянием Монтеня, Гассенди, отчасти Спинозы. С.-Э. считал недоказуемым учение об абсолютной духовности и бессмертии души, выражая несогласие с Декартом; он считал невозможным знание о природе бога, бытия к-рого не отрицал. Материалистич. тенденция проявляется у С.-Э. как твердое убеждение в реальности материального мира; земная жизнь человека – единственно достоверная форма его бытия, имеющая самостоятельную ценность.
Христианство, в особенности католицизм, С.-Э. называл наилучшей формой религии, но он резко расходился с ортодокс. пониманием христианства, истолковывая его в духе, близком к деизму. Христианский аскетизм совершенно чужд С.-Э. Жизнь, по его мнению, должна быть наслаждением; высшее счастье человек находит в дружбе, являющейся также моральной добродетелью. Любовь, милосердие, терпимость – осн. моральные принципы. С.-Э. осуждал религ. фанатизм, призывая искать то, что объединяет людей – общие моральные принципы, и не враждовать из-за расхождений в религ. догмах. Примирение католиков и протестантов, а в конечном счете людей всех вероисповеданий, он считал насущной задачей. Истинную причину ожесточенности религ. борьбы С.-Э. видел в стремлении духовенства различных церквей установить свое господство над обществом и тем самым обеспечить себе привилегированное положение ("Беседа маршала д'Окенкура с отцом Каней" – "Conversation du maréchal d'Hocquincourt avec le père Canaye", P., 1665). В противоположность Паскалю и Ларошфуко, С.-Э. из признания ограниченности познавательных способностей человека и наличия у него эгоистич. побуждений не делал пессимистич. выводов. С.-Э. был уверен, что человек в состоянии улучшить свою жизнь, показывать примеры высокой нравственности и быть относительно счастливым. Участвуя в полемике о "древних и новых авторах", С.-Э. считал, что в общем совр. лит-ра стоит выше античной, поскольку она руководствуется более здравыми нравств. понятиями и более истинными понятиями об окружающем мире; это делает С.-Э. одним из основателей теории прогресса, сформулированной в 18 в. франц. просветителями. С.-Э. является видным представителем передовой филос. мысли Франции 17 в., того вольнодумства, к-рое явилось одним из источников франц. Просвещения 18 в.
Соч.: Oeuvres, mises en ordre et publiées avec une introduction et des notices par R. de Planhol, v. 1–3, P., 1927; The letters of Saint-Evremond, ed. by J. Hayward, L., 1930.
Лит.: Вороницын И. П., История атеизма, 3 изд., [Рязань], [1930], с. 87–88; История философии, т. 2, [М.], 1941, с. 165–66; История франц. литературы, т. 1, М.–Л., 1946, с. 458; Daniels W. M., Saint-Évremond en Angleterre, Versailles, 1907; Mollenhauer E., Saint-Évremond als Kritiker, Greifswald, 1914; Wilmоtte M., Saint-Évremond. Critique littéraire, introduction et notes, P., 1921; Schmidt A. M., Saint-Evremond, ou l'humaniste impur, P., 1932; Spalatin K., Saint-Évremond, Zagreb, 1934; Lafargue M. P., Saint-Évremond, ou le Pétrone du XVII siècle, P., [1945]; Petit L., La Fontaine et Saint-Évremond, ou la tentation de l'Angleterre, Toulouse, 1953; Barnwell H., Les idées morales et critiques de Saint-Évremond, P., 1957; Hope Q. M., Saint-Évremond. The honnête homme as critic, Bloomington, 1962; его же, Saint-Évremond [Bibliography], в кн.: A critical bibliography of French literature, v. 3, Syracuse–[Ν. Υ.], 1961.
В. Кузнецов. Москва.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.