Философская энциклопедия - сунь ятсен
Сунь ятсен
СУНЬ ЯТСЕН (диалектная версия от Сунь Исянь; Сунь Чжуншань, псевдоним Сунь Вэнь) [12 ноября 1866, уезд Сяншань (ныне Чжуншань) провинции Гуандун —12 марта 1925, Пекин] — китайский революционер, первый президент Китайской Республики (1912), мыслитель. Родился в зажиточной крестьянской семье.
Окончил медицинский институт в Гонконге (1892). В 1895 создал революционную организацию “Союз возрождения Китая”, ставившую целью свержение маньчжурской династии Цин (1644—1912). После неудачного вооруженного выступления в январе 1895 эмигрировал, жил в Японии, США, Западной Европе. В 1905 в Токио создал организацию Тунмэнхуэй (“Объединенный союз”), возглавившую Учанское восстание (1911), которое положило начало антимонархической Синьхайской революции.
Был избран первым Временным президентом Китайской Республики (январь—апрель 1912). В 1923—24 реорганизовал Гоминьдан (Национальную партию) и положил начало созданию южнокитайской революционной базы, откуда власть Гоминьдана впоследствии распространилась на всю страну.Социально-политические программы Сунь Ятсена основывались на “трех великих принципах”, известных в китайской марксистской литературе как “три народных принципа” (сань минь чжуи): “национализм”, “народовластие”, “народное благосостояние”. До Синьхайской революции принцип “национализма” у Сунь Ятсена означал “национальную революцию” — свержение маньчжурской династии; “народовластие” — “политическую революцию”, т. е. свержение монархии; “народное благосостояние” — “социальную революцию” и обеспечение социальной справедливости. Последняя может быть достигнута путем сосредоточенияобщественного богатства в руках государства при ограниченном использовании частного предпринимательства. В период сотрудничества с Коминтерном “три народных принципа” претерпели изменения. Принцип “национализма” стал толковаться как борьба с империализмом и китайскими милитаристами за объединение страны.
Принцип “народовластия” означал устроение государства на основе всеобщего избирательного права и разделения властей, причем к исполнительной, законодательной и судебной властям добавлялись экзаменационная (организация должностной аттестации) и контрольная власти, продолжающие традиционные для Китая политические институты.
Политическая реформа рассчитана на три этапа: “период военного правления”, “период политической опеки” со стороны правящей партии, “период конституционного правления”. Принцип “народного благосостояния” — это “социализм”, или принцип “Великого единения” (Да тун). Он осуществляется путем реализации принципа “каждому пахарю — свое поле” посредством тщательно подготовленного выкупа земли у помещиков.Собственно философские построения Сунь Ятсена комбинируют элементы китайских и современных ему западных теорий. Особое внимание он уделял проблеме соотношения “знания и действия” (чжи — син). Выработал собственную концепцию — “действие легко, знание трудно”, — подняв статус знания. В свете своей гаосео-праксеологической концепции интерпретировал развитие человечества: на 1-м этапе люди “не знали и действовали”; на 2-м — “действовали и затем уже знали”; на 3-м — “знают и затем действуют”. Отождествлял таи цзи (“Великий предел”) с западным понятием “эфир”, в котором видел творящий хаос, порождающий материю. Принял эволюционную теорию Ч. Дарвина только в отношении природы. Человеческое сознание рассматривал как некий итог развития “жизненного начала”, подразумевая под ним биологическую клетку, в духе неовитализма наделенную “чувством и сознанием”. Отрицал правомерность перенесения концепции борьбы за существование на человеческое общество, полагал, что социальный прогресс основывается на “всеобщем принципе” (гун ли, см. .