Философская энциклопедия - сунна
Сунна
СУННА (араб. обычай, пример) — термин, который в арабо-мусульманской и исламоведческой литературе употребляется в разных значениях, основными из которых являются: 1) “традиция” Пророка Мухаммада как Священное Предание, объясняющее и дополняющее Священное Писание — Коран; 2) “традиция” Пророка как образец и руководство для мусульманской общины;
3) “традиционалистский”, или мажоритарный, ислам, в отличие от периферийных групп, прежде всего шиизма; 4) “традиция”, в противоположность “новшеству” (бид'а; последнее чаще всего имеет отрицательный оттенок, хотя иногда различают “порицаемое” и “благое” новшества); 5) “добровольное”, факультативное, по сравнению с “обязательным” (фард; эти квалификации преимущественно относятся к сфере культа).
Ниже рассматривается лишь первое значение термина “сунна”. Сунна (полная форма “суннат ан-Набй”, или “суннат Расул ал-Лах”, сунна Пророка, сунна Посланника Божьего) зафиксирована в виде хадйсов (у шиитов — ахбар) — “преданий” о словах и деяниях Пророка. Подобно Корану, сунна считается божественным откровением, но Коран представляет собой “богопродиктованное” откровение, целиком принадлежащее Богу со стороны смысла и словесного оформления, а сунна — “боговдохновенное”, выраженное словами самого Пророка. Правда, среди хадйсов обычно выделяют “пресвятые хадисы” (ахадйс кудсиййа), рассматривающиеся также как слова Бога, а не Мухаммада (а по форме отличающиеся тем, чтов них Всевышний говорит от первого лица).
Сунна считается вторым после Корана источником мусульманского вероучения. Уступая Корану по степени святости, в определенном отношении она полагается равной ему: в случае несоответствия между аятами Корана и хадисами последние могут “отменять”, модифицировать первые, и наоборот. Такова позиция большинства мусульманских богословов и юристов (исключение составляют представители шафиитской школы права, полагающие, чтоКоран может быть “отменен” только Кораном, а сунна — только сунной).
Хадисы, как и Коран, охватывают разнообразные вопросы — вероучительного (религиозного, культового, правового и этического) и нарративного характера. На основе хадйсов последней категории была составлена Сира — жизнеописание Мухаммада. Нормативная же часть хадйсов составляет “сунну” во втором значении этого слова.
При жизни Мухаммада сунна, хадисы (в отличие от Корана), как правило, не записывались, а передавались изустно. Хадисоискательство, путешествие в поисках передатчиков хадйсов составляло характерную черту культуры ислама первых столетий. В то же время появление множества поддельных хадйсов вызвало к жизни различные дисциплины, исследующие хадисы прежде всего с целью установления их подлинности. Своего рода результатом такой критики стали “шесть достоверных сборников” (сихах ситга), впоследствии канонизированных в суннитском исламе. Их авторами были соответственно ал-Буза рй (ум. 870), Муслим (ум. 875), АбуДа'уд (ум. 888), ан-Наса'й (ум. 915), ат-Тирмизй (ум. 892) и Ибн Маджа (ум. 886). Самыми авторитетными из этих сборников признаются первые два, особенно “ас-Сахйх” ал-Бухарй — вторая после Корана священная книга мусульман. Из шестисот тысяч исследованных хадйсов ал-Бухарй включил в свой сборник лишь немногим более 7 тыс. (а если не считать повторяющихся — то менее 3 тыс.), тематически распределенных по 97 “книгам” (“Об откровении”, “О молитве”, “О посте”, “О браке”, “О купле-продаже” и т. п.), в свою очередь подразделенных на 3450 глав. В шиитском исламе сунна, помимо высказываний Пророка, включает и высказывания имамов. Два канонических сборника таких хадйсов составили ал-Куляйнй (ум. 941) и Ибн-Бабавайх (ум. 991). Еще два широко признанных сборника принадлежат АбуДжа'фаруат-Тусй (ум. 1067).
Лит.: Краткий сборник хадисов. Сахих аль-Бухари, пер. Абдуллы (Владимира) Нирша. M., [1999].
Т. Ибрагим
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль.
Под редакцией В. С. Стёпина.
2001.