Философская энциклопедия - сы сян
Сы сян
СЫ СЯН (кит. — четыре символа) — нумеролого-методологический и онтолого-космологический термин китайской философии. Восходит к приписываемой Конфуцию, но реально сложившейся, вероятнее всего, в 5—3 вв. до н. э. комментирующей части “Чжоу и” — “Си цы чжуань” (1,11), где изложено учение о замкнутой, состоящей из 64 основных ситуаций (гексаграмм — гуа) структуре постоянно и циклически изменяющегося мира: “Перемены имеют великий предел (тай uЯu). Это рождает двоицу образцов [иньян]. Двоица образцов рождает четыре символа (сы сян). Четыре символа рождают восемь триграмм (ба гуа)”.
В ицзинистике как центральной части методологического “учения о символах и числах” (сян шу чжи сюэ) сы сян имеет несколько образных и понятийных интерпретаций. Графически сы сян изображаются в виде всех четырех возможных сочетаний двух черт — прерванной и целой, представляющих силы инь и ян. Этим изображениям соответствуют такие элементы “преднебесного” (априорного) расположения гексаграмм, как великая и малая инь, великий и малый ян, или инь и ян, твердое и мягкое (Шао Юн), илимантические термины “счастье” и “несчастье”, “раскаяние” и “сожаление” (Ван Фучжи), илипарные категории “счастье — несчастье”, “изменение — превращение”, “раскаяние — сожаление”, “твердое — мягкое” ( Чжан Цзай), иличетыре этапа гадательного процесса по гексаграммам (ХуйДун, 1697—1758). Согласно основному онтолого-космологическому истолкованию, сы сян — это четыре времени года (Юй Фань, 164—233; Чжан Цзай), но также и четыре элемента: металл, дерево, вода, огонь (Кун Инда, 574-648).
Лит.: Щуцкий Ю. К. Китайская классическая “Книга перемен”. М., 1997; КобзевА. И. Учение о символах и числах в китайской классической философии. М., 1994.
А. И. Кобзев
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль.
Под редакцией В. С. Стёпина.
2001.